МОДЕЛЬ
Что мы собираем?Евгений Борисов
Данная статья является, своего рода, попыткой подвергнуть анализу различные виды или типы моделирования вертолетов. И, в свою очередь, примирить некоторые "воинствующие" классы моделистов, "поливающих" друг друга различными непристойностями и обвинениями. Надо честно сказать, что за время существования Heliborne, в мой адрес таких обвинений не было. О причинах такого расположения читателей (по моему мнению) - в конце статьи. Приношу свои извинения за использование некоторых, сложно- или непереводимых на русский язык, английских терминов.
Выводы, приводимые ниже, сделаны исключительно на основе сбора различных мнений, отзывов и критики (как устной, так и письменной) принадлежащих людям, собирающих модели вертолетов в масштабе 1:72
1. Коллекционирование.
Мне часто приходилось и приходится задавать вопрос: "Вы моделист или коллекционер"? И, чаще всего, в ответ приходится слышать: "А в чем разница"? Или: "Коллекционер, но собираю модели сам".
Коллекционирование (систематизация атрибутов по типам, характеристикам, источникам и т.п.) в начальной стадии представляет из себя собирательство - накопление исходного материала для коллекции. Нельзя систематизировать один предмет. И, только со временем, появляется возможность расставить атрибуты по классам, типам и другим критериям. Каждая коллекция индивидуальна и уникальна по своей сути. Даже две одинаковые модели сделанные одним человеком, хотя и незначительно, но обязательно будут отличаться друг от друга. Таково свойство ручной работы над произведениями искусства, к которым, лично я, и отношу абсолютно все модели (не только вертолетов). Это свойство никак не может относиться к техническому изделию. В нашем случае, техническим изделием является только пластик и декаль. Но, как только Вы приложили к нему свои руки, умение и, своего рода, любовь - миллиметры пластика перестают быть безликим куском полистирола и становятся произведением искусства…
Коллекционеру важно иметь в своем распоряжении как можно более широкий выбор материала для коллекции. Может быть, даже в ущерб абсолютной технической достоверности той или иной модели. Вы можете возразить, что: "это же копии, и, естественно, они должны соответствовать"! Да, но до какой степени? А степень эту каждый выбирает для себя сам и он сам вправе решить до какой. Всё очень индивидуально. Почему-то именно эта индивидуальность выбора иногда влечет за собой наиболее резкие выпады со стороны оппонентов. С чего бы это?
Наверное существует класс "подлинных коллекционеров", то есть тех людей, которые просто заказывают мастерам изготовление того или иного образца для своей коллекции. Правда мне такие не знакомы. Воспитанные в других условиях, наши коллекционеры своими руками собирают модели.
2. Моделизм.
Я попытался упорядочить типы сборки моделей вертолетов. Вероятно, что существуют и другие варианты, которым отдается предпочтение теми или иными моделистами. А также варианты находящиеся на стыке нескольких типов, но не на их объединении.
Сборка моделей без окраски. Одна из самых распространенных форм, потому, что, в основном, таким способом модели собирают дети. Именно на них рассчитаны определенные усилия известных зарубежных фирм-производителей, например, MATCHBOX, HELLER, ITALERI. Последняя, в высоком проценте случаев, старается изготовить модели из пластика, по цвету наиболее подходящего к одной из версий прототипа. Две первые фирмы делают разные литники одной модели из пластика, обычно двух разных цветов. Их цель ясна: добиться более эстетичного восприятия неокрашенной модели.
Обычная сборка. (С покраской и декалями. Основное руководство - инструкция по сборке). Скорее всего можно характеризовать данный тип как промежуточный или переходный. Информационные ресурсы по вертолетам в нашей стране достаточно скудны, а по отдельным моделям их сложно достать и в мире. Поэтому, если модель по каким бы то ни было параметрам является привлекательной для сборки, приходится доверять тому, что указали в рекомендациях производители. В этом случае, как ни в каком другом, возрастает значимость точности данных содержащихся в инструкции. И приходится уповать на то, что производители отнеслись к этому делу в достаточной степени серьезно.
Точная сборка. (С использованием легкодоступных информационных источников: фотографии, материалы в печати и интернете). Одними из главных критериев являются доводка деталей, входящих в комплект модели до приемлемого, по мнению сборщика, уровня и максимально точное соответствие окраски оригиналу. Самое главное не забывать про так называемый "масштабный эффект" при покраске, когда нужно осветлять краски в зависимости от размера модели.
Прецизионная сборка. (С добавлением аксессуаров, фототравленых деталей, scratchbuilding*, kitbashing**). Это уже для гурманов от моделизма. Как правило, это опытные и искушенные в сборке моделей, люди. Либо из того, что продается и их интересует, они всё собрали, либо это, в хорошем смысле, помешанные на деталировке эстеты. Под этот же тип попадает и сборка мультимедийных наборов моделей (всё из перечисленного - в одной коробке). Венчает данный тип - hyperscale***.
Scratchbuilding* - изготовление и использование самодельных деталей при сборке модели, а также полное изготовление модели из доступных, в том числе различных, материалов. Kitbashing** - использование деталей из разных комплектов для сборки одной модели. Hyperscale*** - сверхмасштабный моделизм - воспроизведение особо мелких деталей. Например: работающий авиагоризонт в масштабе 1:72.
Абсолютный scratchbuilding - постройка модели "с нуля" - высший пилотаж, который, практически, уже не имеет никакого отношения к пластиковым моделям. Виртуозы инструмента и материала творят из того, "что Бог послал", шедевры технического искусства. О данном типе можно говорить, как о спорте высших достижений, своего рода многоборье. В программе: способность достать точные чертежи и схемы окраски, подбор материала, создание собственной технологии (часто) и, наконец, собственно строительство. Увлеченности, терпению и профессионализму этих людей нет предела! Поэтому, не следует объединять в один класс моделистов, которые склеивают пластмассовые, серийно производимые модели любого уровня из коробок и тех, которые сами строят свои модели. Эти два вида моделизма различаются по самой своей сути. У нас же всё кладут в одну корзину.
3. Бюллетень Heliborne.
С того самого момента, когда я только задумывал информационную страницу, я думал о том, какая концепция должна лежать в ее основе. Анализировал то, что не нравится в статьях о моделях вертолетов и чем отличаются обзоры в зарубежной печати от наших. И пришел к выводу, что зарубежные обзоры более лояльные. Отечественные же авторы, пишущие о моделях вертолетов, на удивление агрессивно и жестко отзываются о моделях. При этом в обзорах наблюдается некоторая непоследовательность: критикуя по чём зря копийность заводского пластика, сравнивая его с какими-то другими источниками, они упускают из вида явные недоработки или несоответствие окраски. Но, как говорится, сколько людей - столько и мнений. Хотя, именно непоследовательность в обзоре или при сборке модели и вызывает у моделистов наибольшее возмущение. Как Вы себе представляете: на модели сделаны абсолютно все антенны, а дефект производителя с неправильно расположенными лопастями несущего винта не устранен. Или: модель 72-го масштаба окрашена красками с компьютерным подбором цвета, соответствующего реальной машине в масштабе 1:1, без осветления. Этакий черненький уголек получается… И всё в таком духе.
Для себя я решил, что буду стараться давать максимально точную и объективную информацию. Поэтому мои обзоры посвящены непосредственно пластику, а не его сборке. В этом, по моему мнению, причина отсутствия критики в мой адрес. Я уделяю внимание только явным недоделкам со стороны производителя. Более подробное описание потребует значительной проработки деталей, а точной информации по большинству модификаций того или иного вертолета просто нет. То, что мы с вами имеем в печати, скорее справочные данные, чем чертежи. Поэтому, по моему мнению, не следует подвергать жесткой критике производителей моделей за неверную геометрию, несоответствие расшивки и тому подобное. Копийность модели могут оценить только специалисты КБ, создавшего прототип. Так как именно они имеют в своем распоряжении самые верные чертежи. Нам остается довольствоваться тем, что нам доступно. Каждому - своё. И это тоже является признаком индивидуальности наших моделей.
Так что, господа, давайте искренне радоваться тому, что у нас уже есть, делать это лучше и красивее и надеяться на то, что модели, которые мы любим, будут появляться в большем разнообразии и лучшего качества, чем предыдущие.
МОДЕЛЬ Ми-24 Hind-*Евгений Борисов
Сложная тема для обсуждения. Потому что, на сегодняшний день, для данного типа вертолета было выпущено более сорока позиций моделей, аксессуаров, фототравленых деталей и декалей. Естественно, речь идет только о масштабе 1:72. HASEGAWA в Москве, к сожалению, практически не появляется, а наиболее доступными являются модели от ЗВЕЗДЫ, которые выпущены на итальянских пресс-формах. Правда, модель Ми-24А не выпускается, ни ЗВЕЗДОЙ, ни ITALERI.
Предполагаю, что модели Ми-24А/D от AIRFIX и HELLER - одно и то же, но с разными декалями. Вызывающе скудная начинка кабины для версии Ми-24А, при отсутствии снятых с производства в Чехословакии фототравленых деталей создает определенные сложности с интерьером. У модели AIRFIX концевая балка сделана отдельно и в двух вариантах: с рулевым винтом на разные стороны для ранних и поздних версий соответственно. Отдельно приклеиваются и кабины модификаций А и D. Мелкие детали отлиты довольно грубо, без каких либо изысков. На своем Ми-24А я полностью заменил самодельными пусковые направляющие и сами противотанковые ракеты. То, что входило в комплект, не выдерживало никакой, даже самой поверхностной, критики.
Пластик моделей ITALERI/ЗВЕЗДА хорошего качества и вполне может быть использован "прямо из коробки". К самому серьёзному недостатку этих моделей следует отнести несущий винт с лопастями. Дело в том, что если собрать винт в таком виде, как он есть, имитация направления его вращения будет неверной. Поэтому придётся потратить некоторое количество времени для приведения этого узла в соответствие оригиналу: при виде сверху винт вращается по часовой стрелке. В остальном: тонкое и чистое остекление, створки дверей отдельными деталями, неплохая для серийного пластика деталировка кабины делают эти модели весьма привлекательными. Декали, независимо от страны-производителя, небогатые. Насколько мне известно, до сих пор производятся несколько видов отдельных декалей для Ми-24 (особенно D), хотя я ни одной из них не видел и ничего конкретного по ним сказать не могу. Но в природе они точно существуют.
В любом случае, независимо от окраски, будь то European или афганский камуфляж, тигровые полосы на хвосте или глаза на фильтрах воздухозаборников, модели Ми-24 производят соответствующее впечатление "летающего танка".
МОДЕЛЬХорошего должно быть много!Евгений Борисов
Как Вы уже поняли по рисунку, речь пойдет о ветеране. Или о раритете - кому как больше нравится. Пластик той модели, которая у меня, был сделан 22 декабря 1971 года - вот она знаменитая немецкая пунктуальность! Производитель: VEB MODELL- UND PLASTSPIELEN - KOMBINAT [#5014].
Я уже не помню, собирал ли я в детстве эту модель или нет. Но когда три года назад совершенно случайно увидел коробку в МКСМ, почему-то не смог без нее уйти… И не жалею! Потому как модель оказалась на редкость удачной. Прежде всего, следует развеять все сомнения относительно масштаба: на коробке нет никаких упоминаний об этой основной характеристике. После измерения основных габаритов могу сказать следующее: Длина фюзеляжа короче нормы на 7 мм, ширина - 42 мм, как и положено. Вот только сильно подкачал диаметр несущего винта - он оказался меньше почти на 10 см. То есть, я бы определил масштаб данной модели как 1:72/76 в разных местах, не считая НВ. Что для модели, вернее игрушки без претензии на масштаб, согласитесь, весьма приемлемо.
Что же касается самой модели, то состоит (или состояла?) она из 23 деталей белого пластика (2 из них - до боли знакомая подставка), 21 - из темно-серого и 16 - из прозрачного. Литье без облоя, поверхности чистые, без царапин и следов коррозии прессформы. Расшивка панелей однообразная, из прямоугольников заклепок. Стекла, правда, очень толстые, но их замена на более качественные не потребует титанического труда. Тем более, что у Ми-6П, стекол в салоне было гораздо меньше, чем немцы сделали на модели…
Размер декали 270х70 мм. Особо хочу остановиться на ее качестве. За 28 лет она не пожелтела, не потрескалась и не утратила клеевое свойство!!!
Конечно, недостатки этой сборной игрушки как модели, можно продолжать описывать еще долго. Но до сих пор еще никто нас не порадовал литьевым "шестым". Выпускавшиеся вакуумные и эпоксидные модели Ми-6 либо откровенно плохие, либо качественные, но непомерно дорогие. Хотя, лично я обо всех них только читал, но никогда не видел. Поэтому, если у кого-то в сарае на даче или в гараже завалялась такая коробочка - достаньте, посмотрите. Может решитесь и сделаете модель великана Ми-6 в 72-м масштабе из никуда негодной игрушки?
HELIBORNE thanks to: Chris Jones.
|