#16 - 11'2000
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





МОДЕЛЬ

Жаворонки

Евгений Борисов

Больше года назад, в самом первом выпуске, я начинал рассказ о моделях Alouette III производства фирмы HELLER. Пришло время рассказать о модели этого вертолёта подробнее.

Речь пойдёт о модели SA316B Securite Civile [#80289]. Более 80 деталей отлиты из красного пластика. Как уже говорилось, литники содержат абсолютно все детали для всех версий модели, выпускаемой HELLER: разные двигатели для SA316 и SA319, антенны для полицейской версии и комплект деталей для поисково-спасательной. Литьё хорошее, несмотря на преклонный возраст модели. Облоя нет, смещение половин пресс-формы практически отсутствует. Тонкие детали имеют диаметр до 0,6 мм. Наружная расшивка панелей очень тонкая и аккуратная. Три детали остекления чистые и не дают сильных визуальных искажений деталей кабины. А там посмотреть есть на что: три кресла с отдельными фермами крепления (ножками, проще говоря), полный комплект ручек управления, сиденья для пассажиров, приборная панель, для которой даётся, вполне приемлемая по чёткости, декаль.

Детали фюзеляжа стыкуются неплохо, но без шпаклёвки не обойтись. Много вопросов возникает по установке деталей остекления на место. Для того чтобы нос модели был кругленьким, без выступа, приходится смещать остекление, примерно, на 1-1,2 мм вперёд, а образовавшуюся трещину, между задней частью остекления и собственно фюзеляжем, закрывать по периметру полоской полистирола. Большинство мелких деталей можно использовать прямо в том виде, в котором они изготовлены. Но, при желании, замена подножек, частей автомата перекоса, лыж и некоторых антенн даст ощутимо лучший результат.

Декаль, которой комплектуется данная модель, хорошего качества и довольно большая. Окраска и маркировка соответствуют версии SA 316B, базировавшегося в Аннеси в 1994 году. Что касается декали для "жандармской" версии [#80286], извините, данных у меня нет. Могу предположить, что по объёму она будет примерно такая же. Этого нельзя сказать о декали, находящейся в коробке модели #80225: для обеих версий SA 316/SA 319 даются только бортовые номера и национальные опознавательные знаки.

Из пластмассовых моделей маленьких вертолётов модели Alouette III, на мой взгляд, самые проблемные в сборке. А ещё, фирма недавно поменяла оформление коробки и инструкцию. Последнюю сделали более большой и красочной, но(!) менее информативной. Несмотря на это, при аккуратной работе получаются очень смешные "головастики". До сих пор модели Alouette III, кроме HELLER, никем не производятся и поэтому являются основной базой для нескольких конверсионных наборов.




МОДЕЛЬ

Пума, которая "Супер"

Евгений Борисов

И "супер" она не только потому, что "Super Puma", а еще и потому, что до выхода пары новых моделей у ITALERI, она была, чуть ли не единственным достойным представителем данного класса. Буквально пару лет назад, мне доводилось видеть несколько разных схем и чертежей, как переделать данную модель в другие модификации. Речь идёт о модели HELLER SA 332 Super Puma Exocet [#80368].

Около 80 деталей отлиты из пластика двух цветов: серого и белого. Облоя нет, встречаются редкие утяжки. Настоящий бич модели - технологические круги от толкателей на маленьких деталях. Где их только нет: и на лопастях, и на стойках шасси, и на шинах колёс (по целых три штуки на каждом(!), но об этом ниже). Ещё один, на мой взгляд, относительный недостаток - уплотнители вокруг стёкол салона. Дело в том, что на вертолётах данного класса, эти выпуклые уплотнители чёрного цвета являются довольно заметной деталью. Так вот, фирма проработала эти уплотнители на сдвижных дверях салона, но на фюзеляже не сделала на них и намёка. То есть, отделаться простой обрисовкой окон чёрной полоской уже не получится: придётся делать окантовку шести стёкол из тянутого литника полукруглого сечения или пойти дальше и сделать их из продольной половины хлорвиниловой изоляции провода, подходящего по диаметру. Но это, как говорится - дело сугубо личное. Во всём остальном претензий к пластику нет.

Расшивка панелей фюзеляжа внутренняя. Заклёпок нет. Мелкие детали кабины отлиты чисто и будут хорошо видны через большое носовое остекление. Деталировки салона нет, но это не портит общее впечатление от модели. Спонсоны встают на место только после определённых механических манипуляций над ними. Но, в принципе, это не имеет большого значения. Пилоны ракет сделаны гораздо лучше, чем у итальянской модели. Но, сравнительные характеристики - это материал для другой статьи. Любителям геометрии скажу забавное: я сложил половину фюзеляжа от этого набора и от такой же модели ITALERI. А забавного в этом ещё и то, что половинки сложились практически идеально.

К разговору о колёсах. То, что должно называться колёсами основных стоек шасси таковым не является. Это просто две утолщённые шайбы с огромной, простите, дыркой посередине. Назвать это отверстием - язык не поворачивается. Неплохой выход из этой ситуации - это замена их подходящими из ассортимента фирмы ЭКИПАЖ. К сожалению, именно для вертолётов Super Puma и Cougar, колёс пока не производится. Подошли по диаметру и, относительно, по оформлению диска колёса для S-70 *Hawk. Нужно только обрезать крайний ободок протектора с обеих (внутренней и внешней) сторон пневматика, а в центр диска с наружной стороны вклеить ось диаметром 0,7-0,8 мм и длиной чуть короче полупрофиля диска.

Декаль большая и качественная. Можно даже невооружённым глазом прочитать серийные номера ракет Exocet. С контрастной окраской в белый и серый цвета сочетается замечательно. Конечно, у этой модели много недостатков и времени на доводку она потребует немало, но, как версия AS 332 модель заслуживает Вашего внимания. Независимо от того, что теперь есть её, более качественные, "родственники".




МОДЕЛЬ

ITALERI's Chickasaw

Евгений Борисов

Продолжим тему, начатую Геннадием Касяненко в 13 номере, о модели [#1206]. Продолжим потому, что до окончания обсуждения этой модели, видимо, ещё далеко.

На сборку этой модели мне потребовалось гораздо меньше времени, по сравнению со всеми остальными. Собралась она, как будто, сама. Хотя, конечно, не обошлось без некоторых интересных моментов. Об этих моментах я и расскажу.

Производители немного ошиблись в процессе создания пола салона (15а). Они чуть было не поменяли местами места для сидений в салоне. Но вовремя заметили и исправили это ещё до выпуска модели. Следы этой ошибки остались на детали в виде маленьких залитых кружочков. Но наличие кожуха снизу на левой стороне перегородки салона (17а) не даст возможности установить собранный левый ряд кресел на место. Моих рекомендаций по устранению этого недостатка не будет - сами для себя решите, как это обойти.

Я решил, что серебристый цвет фюзеляжа, предлагаемый в инструкции, будет вызывающим и покрасил корпус "полированным алюминием" [Hu27002; Hu-HUMBROL]. Последующее покрытие парой слоёв "future" создало, на мой взгляд, естественную игру цвета.

Декали (6а и 7а) со стрелочкой и надписью "danger - keep away" оказались велики. Ширина желтой полосы на хвосте американских вертолётов равна 30 дюймам. То есть, в нашем случае, примерно 10 мм. Пришлось горизонтально разрезать декали на три части (стрелки отделить от букв), укоротить стрелки на 1,7-1,9 мм и наклеить эти декали уже по частям.

Тяги рулевого винта на детали (33в) в исходном виде напоминают стволы гаубицы, поэтому они были немедленно заменены тянутыми литниками.

Ни на одной фотографии я не увидел антенн (53а), поэтому и ставить их на модель не стал.

Трос лебёдки (44в) был отрезан и заменён на скрученную и вытянутую нитку MADEIRA черного цвета, подкрашенную смесью "полированной стали" [Hu27003] и прозрачного лака [Hu35].





www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.