МОДЕЛЬ
Неизвестный UNICRAFTЕвгений Борисов
Пришло время представить модель производства украинской фирмы. Слово "неизвестный" я применил только в том смысле, что до сих пор мне не приходилось встречать модели этой фирмы. По зарубежным "модельно-самолётным" обзорам у меня сложилось впечатление, что: "качество изготовление моделей среднее, при сборке возникают определённые трудности, а смола, из которой модели изготовлены, очень хрупкая". Несмотря на такое резюме по исходному материалу, абсолютно все авторы оставались чрезвычайно довольны тем, что в результате сборки у них получалось, и подтверждали это фотографиями своих собранных моделей редких или экспериментальных летательных аппаратов. На производстве которых фирма UNICRAFT, собственно, и специализируется. Из ассортимента фирмы меня более всего заинтересовала модель экспериментального вертолёта (геликоптера, отсюда и сокращение - ЭГ) ОКБ им. Яковлева.
В результате переписки с UNICRAFT случился прецедент: впервые фирма-производитель предоставила модель для обзора на страницах HELIBORNE абсолютно бесплатно! (Привет "ЗВЕЗДЕ" и "AMODEL".;-)). Итак…
Я получил маленькую прочную коробочку с красочной, ламинированной прозрачным пластиком, крышкой. На торцах даны изображения нескольких других изделий фирмы. Внутри коробки лежал пакетик с одиннадцатью деталями из смолы, вакуумный фонарь и кусочек прозрачного пластика для боковых окон. А также сопроводительная документация: к деталям приложена маленькая бумажка, которая предупреждает о том, что "детали отлиты из хрупкой смолы" - это раз; краткое описание вертолёта и его ЛТХ на английском языке форматом А6 - это два; информационный лист (двусторонний А4) с простыми чертежами, схемами и фотографиями (всего 11 изображений). Инструкция по сборке отсутствует как класс, но при таком количестве деталей она и не нужна.
Самая главная часть модели - фюзеляж. С него и начнём. Две половинки отлиты из смолы серо-голубого цвета. Поверхность чистая и гладкая, без пузырей. Смола действительно хрупкая - это можно определить по небольшому облою на кромках половин. Но так как толщина стенок самого фюзеляжа колеблется в пределах 1,8-2,3 мм, то эта "хрупкость" не окажет никакого влияния на процесс сборки. Тонкой внутренней расшивкой обозначены дверные и оконные проёмы, решётки вентиляции (или воздухозаборники?), места крепления шасси и отверстие под колонку несущих винтов. Для того чтобы две половинки идеально сложились, достаточно несколько раз провести деталью по наждачной бумаге, положенной на ровную поверхность. В общем, фюзеляж мне очень понравился.
Остальные детали из смолы сделаны на примерно таком же уровне. Но возникает вопрос: надо ли использовать именно те детали, которые входят в комплект? При работе с моделями из смолы ответ может быть и таким: не всегда. В некоторых случаях гораздо проще заменить некоторые детали самодельными из пластика, металла и прочих, более удобных в работе материалов, чем смола. Для "доводки" такого малыша как Як-ЭГ хватит буквально одной обычной пластиковой карточки: четыре лопасти, пол кабины, перегородка. Всё! Что касается втулок несущих винтов, то, безусловно, можно использовать исходные детали из смолы, добавив к ним тяги автоматов перекоса из тянутых литников. Тонко проработаны вертикальные стойки шасси с колёсами. Диаметр колёс мне показался недостаточным, но по той информации, что мне удалось найти, на аппарате в разное время ставились колёса разных диаметров.
Вакуумное остекление модели самое чистое, тонкое и бесцветное из тех, что мне доводилось держать в руках. Лобовое остекление вместе с верхними обзорными стёклами ставятся одной деталью. Двери лучше вырезать из прозрачного пластика и установить на место. Проёмы для нижних боковых обзорных стёкол нужно будет прорезать на всю толщину корпуса. Лично я просверлил отверстие диаметром 2,5 в центре, а потом доработал контуры "швейцарскими" надфилями. Чтобы гарантированно избежать трещин и сколов, для сверления использовал алмазный бор на скорости примерно 18000 оборотов в минуту. Что касается нижнего обзорного стекла в полу кабины, то, как мне кажется, я правильно определил его положение: его передний край находится на линии передних стоек дверей. Хотя, честно говоря, я не знаю: было оно там или нет.
Как Вы, наверное, уже поняли, деталировка кабины у модели отсутствует. Но тех рисунков, которые прилагались к модели вполне достаточно, чтобы сделать её самостоятельно в нужной комплектации.
Декалей нет. А должны ли они быть? Я сильно сомневаюсь, что на этот экспериментальный аппарат в то время наносили опознавательные знаки и бортовой номер. Что касается окраски, то на всех чёрно-белых фотографиях аппарат выглядит однотонным и довольно светлым. Для себя я выбрал стандартный Aircraft Grey (T/MM 1731).
Модель редкого вертолёта выпускается уже не первый год. Без сомнения, предназначена она "только для опытных моделистов". Предупреждение об этом написано на коробке. Но разве может это остановить настоящего коллекционера? А такая маленькая модель вертолёта Як-ЭГ - это тот самый "золотник, который мал, да дорог" - достойное украшение любой коллекции.
КОМПЛЕКТВооружение вертолётовАлександр Артюх
Как-то по случаю я приобрёл замечательный набор вооружения для моделей Modern Soviet Aircraft Weapon; Set 3: rockets and bombs [DRAGON #2506-03].
В коробке находится два одинаковых литника серого цвета и инструкция по сборке и покраске. Каждый литник несёт 102 детали, из которых можно собрать по шесть: бомб ФАБ-250М-62; САБ-250; блоков неуправляемых ракет УБ-16-57; УБ-32-57; Б-8М1; Б-8В-20. А также: четыре ракеты 9М114 "Штурм", два многозамковых балочных держателя (МБД) и 12 бомб ФАБ-100М-62. К нашей, вертолётной, теме блоки Б-8М1 и МБД отношения не имеют, а вот всё остальное применялось на отечественных вертолётах.
Качество литья очень хорошее, без облоя и утяжек (рамки - не в счёт). Немного портят картину следы толкателей на корпусах ФАБ-100. Здесь без шпаклёвки не обойтись. ФАБ-250 и САБ-250 собираются из двух половинок и стабилизаторов. У всех бомб стабилизаторы и баллистические кольца выполнены очень тонко и аккуратно. На корпусах выполнены даже взрыватели. Сборка бомб спешки не потерпит: маленькие детали запросто можно потерять. Но результат стоит затраченных усилий.
Каждый блок НУР собирается из четырёх деталей: двух половин корпуса, передней части и затворной рамы. Деталировка и точность великолепные, что подтвердил замер реальных изделий. Блок Б-8В20А представляет ранние серии с задним обтекателем, использовавшиеся в 80-х годах - сейчас таких нет. Блок можно доработать, срезав обтекатель и приделав рукоятки к затвору. Но и без доработок блок хорош.
ПТУР 9М114 "Штурм" в диаметре точен, но немного длинноват.
Инструкция по сборке и окраске достаточно подробная для каждого изделия. Даны четыре варианта летательных аппаратов и варианты подвески данного вооружения. Из вертолётов представлен только Ми-24. Надо отметить, что один из вариантов УБ-16 практически никогда не использовался на Ми-24. К недостаткам инструкции следует отнести и некоторые неточности названий агрегатов в инструкции. А именно: в инструкции обозначены "УБ-20-80" и для самолётов и для вертолётов, но это "Б-8М" для самолётов и "Б-8В20А" для вертолётов; и ПТУР обозначены в инструкции как "АТ-6АТМ", а следовало обозначить как "9М114 "Штурм".
Недостатком самого набора можно считать только отсутствие декалей. На самом деле на бомбах довольно много технических надписей, а на блоках НУР ещё пишут номер вертолёта, номер точки подвески, "левый", "правый" и т.д. В целом, набор оставляет очень хорошее впечатление и позволит дополнить любую модель отечественного вертолёта разнообразными вариантами вооружения.
В заключение - несколько рекомендаций к использованию данного набора на моделях отечественных вертолётов:
- Бомбы соответствующего калибра подойдут к любому вооружённому вертолёту.
- Блоки УБ-16 подойдут к Ми-4АВ и Ми-8Т.
- Блоки УБ-32, в том виде как они есть, к Ми-8ТВ и Ми-8ТБ; а с доработанными обтекателями (нужно сделать снизу вырез) к Ми-8МТ, Ми-24 всех модификаций, и для Ка-29 с укороченным наполовину обтекателем.
- Блоки Б-8В-20 используются на Ми-8(МТ, МТВ), Ми-24 (В, П, ВП, К, РХР), Ка-29, Ми-28.
- ПТУР 9М114 "Штурм" на Ми-24 (В, П, ВП) и Ка-29.
ЧТИВОКнижные новинкиЕвгений Борисов
Две, достойные нашего внимания, книжные новинки вышли прошедшим летом.
Первая новинка это журнал "Техника и вооружение" 8.2001. Журнал полностью посвящён морским вертолётам. Автор - Анатолий Артемьев.
На 46 страницах излагается история и описывается использование морских модификаций вертолётов как отечественных, так и зарубежных. Изложены основные технические принципы работы специфических узлов и агрегатов: системы крепления к палубе, описания тралов, противолодочное поисковое оборудование и тому подобное. Иллюстрации состоят из 64 чёрно-белых фотографий, 21 схемы (стандартные трёхсторонние проекции, работа по минному тралению, компоновочные схемы Ка-15 и Ми-14), и 9 цветных боковых изображений вертолётов. Все эти цветные боковые виды расположены на внутренней странице обложки.
Журнал адресован широкому кругу читателей и, разве что профессионалы, связанные с эксплуатацией настоящих вертолётов, не найдут для себя в данном журнале какой-нибудь новой информации.
Вторая новинка - книга В.Р. Михеева "Ми-8. 40 лет: полёт нормальный", которая вышла в издательстве "Полигон-пресс". Книга напечатана при поддержке Казанского вертолётного завода. И автор книги и её редактор - А.И. Алёшин, нам хорошо знакомы по их предыдущей совместной работе над книгой "50 лет МВЗ им. Миля".
48 страниц высококачественной цветной печати, мягкая обложка. Количество цветных фотографий, в связи с их большим количеством, я считать не стал - что-то около 150. Разделы книги: "Создание и модернизация"; "Самый распространённый в мире"; "Эксплуатация"; "Модификации".
По моему мнению, на настоящий момент, качественное исполнение и интересное содержание, делают эту книгу "Вертолётной Книгой Года".
Также выпущена версия книги на английском языке. Те же фотографии, тот же текст. Одно только непонятно: почему английская версия продаётся в России в полтора раза дороже?
HELIBORNE thanks to: UNICRAFT & Igor Shestakov, Александр Артюх.
|