МОДЕЛЬ
"Звёздный" сюрпризЕвгений Борисов
Все ждали от ЗВЕЗДЫ Ми-8, а они взяли и выпустили Ка-50. И это при наличии модели от самой ITALERI. Та, предыдущая модель, вызывала некоторые нарекания, но всё-таки была вполне и вполне приличной. Поэтому мне казались весьма странными разговоры о выпуске ЗВЕЗДОЙ Ка-50 и, тем более, Ка-52. И вот, пожалуйста!
В своё время, в кратком анонсе я несколько эмоционально отреагировал на эту модель. А можно ли было по-другому - судите сами. Во-первых, мне персонально сообщили, что новый пластик увидел свет (прецедент). Во-вторых, модель предоставили бесплатно (приятно). В-третьих, открыв коробку, увидел такой пластик, который привык доставать из последних коробок ITALERI или REVELL (точно не HASEGAWA - размер литников слишком большой). В-четвёртых, только недавно я закончил собирать модель Ка-50 с белым брюхом, а тут такое (упс, незадача…). Были и менее значительные впечатления. Но хватит эмоций, давайте обсудим новую модель.
Насколько я понял, в данный момент работают обе пресс-формы: и старая, итальянская, и новая - отечественная. Проблема в том, что пока оба набора упаковываются в одинаковые коробки, с одним и тем же рисунком. Единственная надежда определить, что там внутри - обратить внимание на торец коробки, где есть строчка "Произведено по лицензии фирмы Италери" - она может быть зачёркнута ручкой. Такое положение должно быть исправлено в начале следующего года, когда ЗВЕЗДА напечатает новые коробки. Номер модели останется прежним - 7216. По крайней мере, на литниках выгравирован именно он. Будет ли выпускаться ребокс итальянского пластика? Лично я в этом сильно сомневаюсь.
Инструкция представляет собой такой же лист А3, с одной переработанной стороной. В принципе, всё понятно. Немного огорчает только некоторая хаотичность стадий сборки. А комментарии на английском языке в инструкции - лучше не обсуждать. Но нам с Вами, наверное, это и неважно.
Итак, в коробке четыре литника из пластика цвета "антрацит". Сам материал по своим свойствам похож на хорошие импортные модели. Нет и следа некоторой, простите, "полиэтиленовости", которая была у Ка-29 и Ка-27. Самый большой литник с основными деталями, литник поменьше - с деталями носа, днища хвостовой части и, особенно надо отметить, качественной фигуркой пилота. Он не урод, в нормальной позе и очень тонко проработан.
Расшивка всех панельных линий на всех деталях фюзеляжа очень тонкая, внутренняя. Козырьки большинства лючков сделаны тонкой и высокой внешней расшивкой. Улучшены геометрия и сечения носовой части, стабилизатора и крыльев. Колодец носовой стойки шасси получил более правильные контуры, а сама стойка изготовлена в двух вариантах: выпущенной и убранной. Следует также отметить, что пылезащитные и экранно-выхлопные устройства у этой модели собираются из нескольких деталей.
Расшивка на лопастях несущих винтов - тончайшая, наружная. С её помощью обозначены не только привычные лонжероны и сегменты лопасти, но и другие, более мелкие детали. Хорда лопастей увеличена до нужного размера: у обеих итальянских моделей (Ка-50 и Ка-52), они были в полтора раза уже. Что касается колонки несущих винтов (КНВ), то абсолютно чётко представляется обычная проблема моделей вертолётов Камова - разделение винтов. Над этим узлом надо будет подумать, так как обойтись простым срезанием шпонок с оси и добавлением верхнего автомата перекоса и тяг верхней ползушки, на этой модели не получится: на оси отлит ещё и шлиц-шарнир. Всего в комплекте КНВ модели 12 тяг.
Теперь об интерьере кабины. Рельеф главной приборной панели совсем примитивен, но зато сделан козырёк и рамка дисплея. На полу аккуратные педали и две боковые приборные консоли с хорошей тонкой проработкой панелей. Ручка путевого управления отлита вместе с колонкой. Ручка "шаг-газ" отсутствует, но на задней стенке есть её кулиса, к которой можно приклеить самодельную.
Шесть деталей остекления размещены на пятом, прозрачном литнике. Это основное стекло (с правильным, выгнутым, потолком), дверь, остекление носовой телевизионной установки, проблесковый огонь и два стекла посадочных фар. Как Вы понимаете, сами фары тоже есть. Всё остекление тонкое и прозрачное.
Вооружение стандартное: пушка, два блока НУР и 16 труб ПТУР "Вихрь". Блоки НУР очень сильно напоминают такие же у модели Ка-29: диаметр и длина в пределах нормы, а количество и расположение стволов - снова неверное. Всё вооружение размещено на двух маленьких литниках: блоки НУР и восемь труб - на одном и восемь труб - на другом.
Всего на чёрных литниках 133 детали. Судя по их компоновке, можно с высокой степенью вероятности предположить, что в скором времени на базе этой модели появится и Ка-52. Что потом делать с уже купленными "Аллигаторами" от ITALERI и АМОДЕЛ, я пока не решил.
Так всё хорошо… Можно я о декали не буду? Спасибо!
Заканчивая о новинке от ЗВЕЗДЫ, вот что скажу. Честное слово, неделю назад я и не думал о том, что когда-нибудь у меня в руках будет отечественная модель такого высокого качества. А нам что-то говорят о патриотизме… Да вот он с чего начинается, с игрушки! Лично я испытал определённую гордость за то, что теперь и у нас есть пластмассовая модель вертолёта, уровень качества которой, соответствует мировому классу. Ну и что из того, что модель пока одна? Зато наша!
МОДЕЛЬО "Разрушителях"…Евгений Борисов
К тому времени, когда я увидел модель Ми-28Н от REVELL [#04400], у меня уже была собрана модель Ми-28А от DRAGON/(ITALERI [#110]). У меня была возможность ознакомиться с германской моделью через пакет… Так вот, даже в таком виде она мне очень не понравилась (за исключением замечательной декали). Панельные линии внутренние, но и заклёпки тоже. Откуда-то взялись стреловидные законцовки лопастей несущего винта, очень просто сделана пушка. Были и ещё какие-то моменты. Но особенно запомнился нижний размер фонаря кабины: он миллиметров восемь в ширину. То есть получается, что у прототипа там должно быть сантиметров 50-60. Я в кабине Ми-28 не сидел, но на подножке стоял - там явно больше. Поэтому было принято твёрдое решение подождать с приобретением Ми-28Н в качестве самостоятельной модели. А если уж совсем будет нечего делать, тогда можно будет всё-таки его купить и использовать в качестве источника различных узлов для модели, базой для которой будет служить всё та же модель от DRAGON.
К сожалению, модель #110 Ми-28 отсутствует в каталоге ITALERI за 2001 год. Зато проходит под знаком "новинка" в каталоге SHANGHAI DRAGON [#2501]. Следовательно, если у Вас нет Ми-28, то ищите гонконгскую модель. На МКСМ она иногда появляется. Вот что я писал об этой модели Ми-28 [ITALERI #110] в статье, которая была впервые опубликована в журнале Вертолёт №2/2000.
Модель выпускается гонконгской фирмой DRAGON. В Европе продается в коробке с двумя логотипами: ITALERI и DRAGON с приложением итальянских декалей и инструкции - так называемый ребокс. Но у нас в стране можно встретить также и модель, полностью сделанную в Гонконге.
Предполагается, что следующие узлы модели должны быть подвижными: пушка 2А42, обзорно-прицельная станция, хвостовое колесо и, естественно, несущий и рулевой винты. Модель воспроизводит вооружение Ми-28: 8 ПТУР 9М120 комплекса "Атака-В" и 2 блока НАР Б-8В20.
Литьё очень хорошее - без облоя и утяжек. В коробке Вы найдете четыре литника из серого пластика, на которых размещены около ста деталей, пять прозрачных деталей, инструкцию и декаль. Версия декали и схема окраски даны в инструкции для третьего экземпляра Ми-28 - Ми-28А (бортовой № 032).
Деталировка кабины небогатая: фигурки и кресла пилота и оператора, ручки управления, экран отображения информации. Приборные панели выполнены в виде двух декалей. Фонарь кабины тонкий и чистый, с проработанными стеклоочистителями. Однако его торцы сзади и снизу следует увеличить полосками полистирола толщиной 0.4-0.6 мм. После такой несложной процедуры деталь идеально встанет на место.
Совмещение половин фюзеляжа идеальное. Расшивка панельных швов фюзеляжа - внутренняя. Две скобы, отлитые вместе с одной из половин фюзеляжа, для удобства работы следует отрезать, чтобы после основной сборки их снова приклеить или заменить самодельными - в зависимости от Вашего желания - качество литья этих скоб оставляет желать лучшего.
Стадии, описанные в инструкции, приемлемы, за исключением сборки пушки. Не следует собирать ее целиком в самом начале, как написано в инструкции. Лучше собрать и вклеить только подвижную установку. И только после окончательной сборки (кроме винтов) и покраски всей модели собрать пушку до конца. В противном случае - Вы будете обречены на крайнюю осторожность при сборке и покраске, но не гарантированы от поломки пушки.
К единственному недостатку декали следует отнести то, что надпись "вращающийся винт" напечатана с ошибками. При желании это можно исправить следующим образом: после наклейки, осторожно удалив средние части букв, восстановить правильное написание краской или с помощью гелевой ручки. В последнем случае, надо обязательно нанести защитное покрытие из лака.
Схема окраски и рекомендованные цвета лишь частично совпадают с оригиналом. Для фюзеляжа могу рекомендовать следующие краски: светло-серый (Нu127), светло-оливковый (Нu86) или армейский зеленый (Нu102), коричневый (Нu186), темно-зеленый (Нu149), палевый зеленый (Т/ММ1716). Для лопастей рулевого винта: лопасть - песочный (Н63), законцовка - желтый (Н24), комлевая часть лонжерона - коричневый (Н186), лонжерон - серебристый (Н11). В качестве справочного материала использовалась книга "МВЗ им. М.Л. Миля 50 лет".
В целом, модель Ми-28А очень хорошо изготовлена и может занять центральное место в Вашей коллекции.
Прошу прощения за качество фотографии: что есть - то есть. На самом деле он немного (или значительно?) поярче.
ЧТИВОЕщё новинки...Евгений Борисов
Харьковское издательство "АТФ" в серии "военно-исторический альманах "АТФ" выпустило брошюру Л.Б.Кащеева "Винтокрылы Второй мировой войны (автожиры и вертолёты)". 56 страниц, тираж 1000 экземпляров. Текст, чёрно-белые рисунки, схемы и фотографии были, мягко говоря, "позаимствованы" из разных источников. А "использование материалов альманаха допускается по согласованию с издательством"… Однако ни автор, ни само издательство "АТФ" не потрудились связаться с некоторыми правообладателями материалов на тему их использования. Например, дизайн обложки якобы выполненный "АТФ", является репродукцией с картины работы Евгения Алексеенко, которая украшала четвёртую страницу обложки журнала "Вертолёт" №4/1999. Ни с автором картины, ни с издательством "Вертолёт" никто не связывался… Название брошюры и надпись на обложке журнала, странным образом почти совпали.
Что касается содержания, то, я уверен, авторы первоисточников, серьёзно подходили к своим работам. Поэтому от того, насколько хорошо всё это было переписано, настолько точным и является содержание брошюры. Материал, надо сказать, получился вполне занимательный.
Чтобы не заканчивать выпуск на такой минорной ноте, следует рассказать о "модельной книге года" - фотоальбоме Aircraft Line No.4 "Hind in detail" - Все версии Ми-24", выпущенной в октябре этого года чешским издательством WWP (Wings & Wheels Publications). 168 страниц высококлассной цветной печати. Сколько там снимков я считать не взялся, потому что на некоторых страницах их количество доходит до десяти. Куда только авторы не залезали с фотокамерой! И в отсеки, и в блоки, и даже в выхлопные трубы. А про обычные фотографии кабин, салона и общих планов я вообще не говорю. Так что если Вы увлекаетесь вертолётами Ми-24, то постарайтесь эту книгу приобрести - точно не пожалеете.
HELIBORNE thanks to: ОАО "ЗВЕЗДА" & Сергей Кушнеров, Анатолий Осипов.
|