#25 - 04'2002
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





МОДЕЛЬ

Ка-15 Hen

Евгений Борисов

Модель Ка-15 [#7242] отлита из серой (светло-серой) пластмассы, как, впрочем, и две другие, о которых ниже пойдёт речь. 90 деталей расположены на двух литниках. Плюс, литник с остеклением - ещё девять деталей, включая боковые двери. Для такого маленького вертолёта это более чем достаточно. Литьё, особенно крупных деталей, чистое. Панельные линии внутренние, тонкие и равномерные по всей поверхности модели. Может быть только в нескольких местах её, что называется, "повело". На мелких деталях есть небольшой облой, который, впрочем, мало сказывается на сложности их подготовки. Декаль простая, но качественная: два серийных номера (02-белый и 15-жёлтый), комплект технических надписей (некоторые из которых читаемы), красные звёзды, наклейка на приборную панель (просто несколько чёрных кружочков). Честно говоря, я её уже собрал. Из спортивного интереса: смотрю - один коллега собрал, другой; третий тоже говорит, что собрал. Вот я и решил, что это достаточно простая модель для сборки, бросил всё начатое и склеил Ка-15.

Действительно, модель оказалась очень приятной в работе. Никаких особенных проблем (по моей классификации) с ней не было. В кабине пришлось немного подшпаклевать торцы приборной панели. Декаль клеить я не стал - используя имеющийся на пластике рельеф, нарисовал шкалы приборов. Половинки фюзеляжа идеально совпали по внешнему контуру. Правда, когда я приложил лобовое стекло без клея, то выяснилось, что придётся раздвинуть половинки фюзеляжа в передней его части на расстояние около миллиметра. Вообще, остекление, хотя и толстое, но абсолютно прозрачное и, практически, не даёт сильных визуальных искажений пространства кабины. В моём наборе на основном стекле было несколько выпуклых царапин, которые легко сошлифовать. Следует обратить внимание на правую дверь (деталь 51). Когда она вкладывается на место, то её нижний край опускается ниже полозка на фюзеляже. Качество маленьких стёкол (двух боковых, треугольных и двух передних, изогнутых, обзорных) мне не понравилось, и я заменил их самодельными. Также была заменена самодельным узлом хвостовая опора; а под хвостовой стабилизатор надо вклеить два небольших подкоса из тянутых литников. Колёса (43) имеют разные по выпуклости диски. Не очень значительный недостаток, тем не менее, взяв другую пару колёс от модели Ка-18, я составил новые пары. Подкосы шасси (42) нуждаются в небольшой подгонке. Все остальные мелкие детали (антенны и проблесковый огонь) можно использовать из набора, а можно и заменить. Для меня остался открытым вопрос о навигационных огнях. На некоторых фотографиях они чётко просматриваются на концевых шайбах стабилизатора, а на других - достаточно ясно видно их отсутствие. Вероятно, что на первых машинах их могло и не быть вовсе. И ещё, я не стал приклеивать детали 44 и 45, а вместо них приклеил внешнюю фару (20) и, симметрично - трубку Пито (кажется 21). Это, собственно всё, что касается самого вертолёта. Теперь, самый интересный узел - колонка несущих винтов.

Дорогой читатель, если я сейчас буду пытаться описать этот процесс, то точно где-нибудь совру. Поскольку собиралась она "на одном дыхании". Однозначно могу сказать только то, что из модели остались только втулки несущих винтов, лопасти, верхний автомат перекоса и редуктор. Все остальные детали были отправлены в коробку с запасными частями. Это совершенно не говорит о том, что детали от модели никуда не годятся и их обязательно надо менять! Ни в коем случае. Просто Ваш покорный слуга с некоторой поры - большой любитель "покопаться" в колонках несущих винтов Камовских вертолётов. Точно могу сказать вот ещё что. Телескопические амортизаторы (37) есть только на верхнем винте, который вращается по часовой стрелке (нижний, соответственно, против часовой стрелки) при виде сверху. Эти два момента не совсем ясно отображены в инструкции, которая в целом проста и понятна. Может быть, в будущем опишу процесс сборки колонки несущих винтов, когда буду собирать Ка-18 - они у них одинаковые. Просто буду помечать, где и сколько чего отрезал и на что поменял.

Рекомендаций по окраске давать никаких не буду - это на Ваше усмотрение. Скажу лишь то, что номер "15-жёлтый" соответствует морской версии вертолёта на баллонетах ("ОКБ им. Н.И.Камова", том I, стр.37).

На базе вышеупомянутой модели были выпущены ещё два комплекта: Ка-15М [#7256] - с добавлением четырёх пластмассовых пластин посадочной площадки и Ка-15М [#7277] - с добавлением литника с баллонетами, лебёдкой и сонаром. Я не уверен, но полагаю, что обе эти модели могут комплектоваться либо такой же декалью как у модели #7242, либо вот такой новой декалью "специально для Ка-15М". Потому что обе декали могут быть использованы при сборке Ка-15М. Всё зависит только от Вашего выбора относительно той или иной версии.






МОДЕЛЬ

Ка-18 Hog

Евгений Борисов

Модель летающего такси Ка-18 [#7252] имеет точно такой же литник с деталями несущих винтов, как и Ка-15. Общее количество деталей то же самое: 90. На отдельном прозрачном литнике ещё пять деталей. Самые чистые детали - это двери. Они не потребуют никакой дополнительной обработки. Лобовое остекление имеет толщину около двух миллиметров, но это, теоретически, не должно давать видимых искажений интерьера. Границы окон обведены тонкой ровной внутренней расшивкой. Такой вариант проработки значительно упрощает окраску переплёта.

Литьё деталей фюзеляжа чистое, с редким, минимальным облоем. Расшивка внутренняя, тонкая, без каких-либо смещений. Рёбра вентиляционных "гармошек" имеют правильную форму и одинаковую высоту.

Декаль расчитана на одну версию. Из-за сложности окраски я не стал бы рекомендовать эту модель моделистам, которые в совершенстве не овладели техникой наложения масок. Дело в том, что границы цветов проходят под декалью, которая имеет изогнутую форму. В самом узком месте (в районе подкосов основного шасси) она имеет ширину около миллиметра и поэтому придётся основательно потрудиться, чтобы попасть маской в этот промежуток.

В целом, модель выглядит очень хорошо и не приходится говорить о каких бы то ни было серьёзных недостатках.




МОДЕЛЬ

Ка-26 Hoodlum

Евгений Борисов

Эту модель [#7240] моделисты-вертолётчики ждали давно. Высказывались мнения, что её кто-нибудь изготовит из смолы. Однако думаю, мало кому приходило в голову, что она будет реализована в пластике, да ещё такого объёма и хорошего качества. Посудите сами: 143 детали и ещё 8 деталей остекления. Оригинальное деление модели на детали (хвостовые балки имеют горизонтальное деление), тонкая внутренняя расшивка, аккуратные внешние рёбра жёсткости, никакого облоя - всё это делает модель очень привлекательной для самого широкого круга моделистов. Тонкие детали также достаточно качественные. Хотя, может быть, некоторые из них придётся заменить самодельными. Единственное место, которое у меня вызвало вопросы при первом взгляде на пластик, это размер и положение окон грузопассажирского модуля. Как мне кажется, они должны быть немного больше по высоте, почти квадратные. Само остекление более тонкое, но менее чистое, чем у моделей Ка-15 и Ка-18. На просвет видны волнообразные искажения в толщине или только на поверхности(?) пластика. В последнем случае достаточно будет немного отполировать стёкла. Так же, как и у предыдущих маленьких моделей вертолётов Камова, окна обведены тонкой внутренней расшивкой.

Один из пяти литников имеет усечённый вид. Это наводит на мысли о том, что в ближайшем будущем может появиться сельскохозяйственная или грузовая версия вертолёта. А может быть и обе.

Не сказать о декали, которой комплектуется модель - это всё равно, что ничего не сказать. Она расчитана на шесть версий: три советские, две - на вертолёты ГДР и ещё одна - на венгерскую машину. Качество печати замечательное. Нет никаких смещений цветов относительно друг друга. Более всего на меня произвели впечатления наклейки в виде многолучевой звезды с гербом ГДР для версии "Народной полиции" (левый верхний угол декали). Кстати, эта версия представляется мне второй по простоте окраски, после полностью жёлтой, венгерской.

Не думаю, что сборка этой модели будет лёгким делом, как, например Ка-15, но модель одной из эпохальных машин отечественного вертолётостроения заслуживает нашего внимания.


HELIBORNE thanks to: Геннадий Касяненко, Aviapress.

www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.