#31 - 08'2003
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





МОДЕЛИЗМ

Мы и наши модели

Евгений Борисов

(Окончание. Начало в Heliborne #30)

На что ещё следует обратить внимание моделистов, особенно начинающих? На выбираемые для себя тематику и масштаб моделей. Некоторая опасность кроется в комбинации "начал с бронетехники в 1:35, а теперь авиация в 1:72": начиная с крупного масштаба, человек пытается перенести его возможности на более мелкий. Думаю, именно эта ситуация является причиной головоломок на тему "как это воспроизвести в 1: 72". Итак…

Во-первых, сборка "брони" и "крыльев" разнится по своей сути. Взять для примера хотя бы отделку: чистый танк - это почти то же самое, что самолёт, заляпанный глиной от шасси до киля - полный абсурд; или остекление какого-нибудь вертолёта, например, Super Puma, гораздо больше, чем у танка Т-34. Я говорю о том, что разные направления моделизма зачастую требуют разных навыков. Нет, конечно, без сомнения есть моделисты, которым всё равно, что собирать и в каком масштабе. Но не все же такие универсалы… К сожалению, далеко не все. Просто иногда создаётся впечатление, что аккуратно собранная и окрашенная модель - уже достижение.

И, во-вторых, масштаб. Я убеждён, начинать надо с маленького масштаба, у вертолётов это 1:72. И, только в том случае, если Вам в нём "тесно" (на Ваш взгляд не хватает мелочей, каких-то деталей, рельефа поверхности и.п.) только тогда имеет смысл "укрупняться", переходить на более крупный масштаб. При обратном варианте возникает ситуация, когда действительно кажется (или на самом деле) невозможным воспроизвести на маленькой модели то, что хочется. Не исключено, что тяга помахать над моделью не то что линейкой, а микрометром появляется как раз от перехода с крупного масштаба на более мелкий. Но, в данном случае, это моё частное мнение. Если говорить о масштабе вообще, то масштаб - это ни что иное, как пропорция. Основные, базовые пропорции мы с вами прекрасно знаем: 1:72, 1:48, 1:35 и т.д.

И главное в любой модели, не её линейный размер, а эта самая пропорция. Любая пропорциональная модель масштабна. 1:72, например - это только для ориентировки. Разве не будет масштабной модель, полностью выполненная в масштабе, например, 1:71,244? Знаете, откуда взялась эта дикая цифра? Это когда у 19-ти сантиметровой модели недостаёт 2 мм по длине фюзеляжа - это 1,05%. (Для справки: это 144 мм на реальной машине длиной 13,68 метра). Мне не удалось выяснить кто, где и когда установил и установил ли вообще диапазон погрешности на каждую пропорцию. Никакой особенной проблемы в этом нет, особенно, если Вы предполагаете собрать только одну модель данного типа. Единственный неприятный момент может возникнуть тогда, когда Вы захотите рядом на одной полке поставить модели от разных производителей. Например: Sea King от REVELL и AIRFIX; Kaman Sea Sprite от AIRFIX и FUJIMI. Вот тогда даже незначительные различия в геометрии и размерах могут Вас, как минимум, расстроить. Я призываю Вас уделять внимание не миллиметрам той или иной модели, а более правильному выбору производителя, особенно в том случае, если Вы собираетесь собрать не одну модель данного типа. Ведь внешнее соответствие модели прототипу - главная наша цель. Не правда ли?

И вовсе не "копийность" (кто ж это придумал?), а "достоверность", которую можно охарактеризовать принципом: "выглядит хорошо, значит это правильно". Ведь можно честно сказать: "модель недостоверна в размерах и сечении, но для неё есть фототравление и дополнительные детали из смолы, поэтому, по соображениям реалистичности или минимальных трудозатрат на сборку, я решил использовать именно её". Начинают подменять такую формулировку иными фразами о том, что другая модель слишком велика, "переразмерена" для этого масштаба, чем должно быть на самом деле. А в самом обзоре материале мы улавливаем общий смысл: "здесь добавил, тут раздвинул, а там утолстил". К чему всё это?

Некоторые авторы, в заключение своих обзоров пишут список использовавшихся справочных материалов. Я понимаю, если бы там приводились работы Миля, Сикорского или Камова. Но, когда приводятся справочники, в которых, в лучшем случае, можно найти трёхсторонние проекции вертолётов… Для чего это делается? Кто-то хочет довести свой обзор-статью до уровня научной работы? Ещё забавнее вариант, когда автор в силу своей специальности, имеет полный доступ ко всей технической информации, но не пользуется ей, а пилит модель по чертежу из журнала. Чудно, ей богу!

В хобби никому ничего не надо доказывать: все доказательства стоят на полке: кому-то нравится - хорошо, кому-то - нет. Главный ценитель Вашего труда - Вы сами. Если Вы собрали модель (неважно, как и из чего) и она Вам нравится - это самое главное. Ведь для большинства удовольствие заключается в процессе сборки, а готовая модель - это уже результат процесса. Представьте себе, что одну модель Вы полностью собираете за, скажем, три часа или меньше, соответственно, процесс формирования коллекции сведётся только к приобретению новой модели. Захотите ли Вы в этом случае продолжать эту бессмысленную трату денег на покупку бесполезного пластика? Ситуацию можно описать иначе. Предположим, что в магазине одновременно продаются две одинаковые модели: обычная несобранная и рядом - точно такая же, только уже кем-то собранная и, вполне прилично, так сказать, "на уровне". Разница в цене небольшая - 10-20 процентов. Что Вы купите? Наверное, несобранную модель. Поскольку, опять же, интерес представляет процесс, а не наличие того или иного предмета в Вашей коллекции.

Подтверждение данной ситуации можно найти в независимом опросе, проведённом на сайте Rumodelism. На вопрос "что для Вас является главным в стендовом моделизме" ответил 351 человек. Результаты поставлены по убывающей:

  • Сам процесс (196) 55%
  • Качество каждой модели (81) 23%
  • Изучение истории техники (53) 15%
  • Количество моделей на полке (8) 2%
  • Запах растворителя и красок (6) 1%
  • Не знаю (4) 1%
  • Другое (3) 0%

Сама по себе идея детского (или недетского) технического творчества весьма здоровая и развивающая. Придумать, как из подручного материала (палочек, бутылочек, бумаги) сделать нечто полезное - это здорово. Рукотворное творчество или обучение ему встречается даже на телевидении (например, телепередача "Оч.Умелые Ручки"). Но почему-то эстетической стороне этого получившегося "нечто" не уделяется должного или вообще никакого внимания: клеится всё "абы как" и чем попало, разрезы делаются "на глазок", без линейки. Может быть, такая деятельность и интересна ребёнку с точки зрения манипуляций. Но это же передача не для, простите, слепых! Что, никому не приходит в голову, что потом этот ребёнок вырастет и сделает реальную вещь? И эта вещь даже, может быть, будет функционировать. Но смотреть на неё без слёз или содрогания будет очень сложно. Хотите доказательство? Пожалуйста. В новостях с восторгом показывают трактор, сделанный народным умельцем из подручного материала: кривой-косой-ржавый, но работает, пашет. - Ну прямо как серийные отечественные автомобили! Дизайнеры сами по себе не рождаются, но они никогда не появятся, если с детства будут видеть или мастерить кривые игрушки. В нашем случае - модели.

Не думаю, что каждый, кто собрал хоть одну пластмассовую модель вертолёта, сразу бросился изучать аэродинамику несущего винта. Поэтому, сборка пластмассовых моделей - это всё-таки в большей степени предмет не технического, а эстетического воспитания. Делайте это красиво!




МОДЕЛЬ

Один "Крокодил" - хорошо, а два… лучше?

Андрей Котков

Вертолёт Ми-24 широко проявил себя по миру. Моделями в моём любимом 72-м масштабе, он вроде бы как тоже не обижен. Вопрос "насколько те или иные соответствуют оригиналу" оставим за рамками этого обзора. Случилось так, что раньше мне попадались модификации Д, В, П. А ведь история "Крокодила" начиналась с версии А, которую за специфичную форму кабины прозвали "верандой". Пусть их было не так много, как всех последующих, но именно с них и пошли "Крокодилы". И вот благодаря хорошим друзьям мне перепало сразу две модели Ми-24А: HASEGAWA и AIRFIX. Вот их-то и рассмотрим поподробнее…

Коробка AIRFIXМодель от AIRFIX [#05023], как почти все модели этой английской фирмы, достаточно проста. В общем как смогли, так и сделали. Достаточно тонкая наружная расшивка, наружная клёпка. На трёх литниках разместились 132 детали, из которых можно собрать варианты Ми-24А и Ми-24Д. К отдельно отлитой центральной части фюзеляжа и хвостовой балке приклеиваются разные кабины и кили. Модель позволяет собрать модификацию "А" как с толкающим РВ (справа на киле), что соответствует большинству А-шек, так и с тянущим РВ (слева на киле) - были и такие "веранды", а также вариант "Д". Количественное соотношение ранних и поздних версий "А" мне, к сожалению выяснить не удалось, но в музеях в Монино, Риге, Луганске и Питере стоят Ми-24А с тянущим РВ. Кстати компаньон AIRFIX - HELLER, разделяет модели на две: Ми-24А и Ми-24Д, откусывая "ненужные" детали.

Коробка HASEGAWAМодель от HASEGAWA [#K19 (04019)], "Королевской серии". Литьё тонкое и чистое, как, впрочем, почти всегда у этой фирмы. Тонкая внутренняя расшивка, гладкая поверхность. На семи литниках 110 деталей, плюс рамка с остеклением. Некоторые рамки универсальные и входят и в другие наборы этой фирмы (Ми-24Д, П). Есть небольшая плашка фототравлёных деталей. Жертвой унификации стал РВ. Поскольку фюзеляжи всех моделей отличаются только формой носа, следовательно, получился поздний "А" с винтом слева. Ну, что же, перейдем непосредственно к сравнению.

Сразу скажу, что пока не видел ни одной модели Ми-24, которая воспроизводила бы его "кривобокость", ведь фюзеляж вертолета несимметричен при взгляде спереди.

Удалось найти четыре информационных источника: журнал "Авиация и Время" № 3-96, книга "Ми-24 Военный музей", чешская книга серии "4+" и "Mi-24 In action" от SQUADRON SIGNAL. В двух первых есть неплохая графика на Ми-24А. Чертежи на "веранду" в обоих источниках оказались близкими по пропорциям, но я решил ориентироваться на "АиВ", их автор работал в ОКБ им. Миля и использовал в графике заводские чертежи.

Декаль AIRFIXAIRFIX. Не совсем верно воспроизведено место перехода от десантной кабины к хвостовой балке, а грузовая кабина значительно сдвинута назад по фюзеляжу. Остекление пилотской кабины неверно как в боковой проекции, так и по расположению переплета. Поскольку переплет сделан объёмным, исправить это будет непросто. Форма лопастей НВ в их комлевой и концевой части совершенно не похожа. В десантной кабине есть пол с диванами непонятного происхождения (которые расположены по бортам, по типу Ми-8), для сокрытия коих двери сделаны закрытыми. Совершенно отсутствует перегородка между местом пилота и грузовой кабиной. В отличие от поздних "Крокодилов" у "А" в этой перегородке не было прохода: имело место небольшое окошко, а всё остальное было занято стойкой с электронными блоками. Расшивка сделана "по мотивам", но воспроизводит далеко не всё. Удивила клепка, идущая на хвостовой балке стройными рядами с шагом 1,5 мм. Этакий огурец, весь в пупырышек… Множество мелких антенн попросту проигнорировано. Мелкие детали отлиты грубовато, в духе подзабытого уже FROG. Особо можно отметить отлитую целиком ПУ ПТУР "Фаланга", в результате чего толщина пластика достигла невиданных высот. Да и сами ракеты имеют очень толстое оперение. Блоки НУРС УБ-32А-57 какие-то оплывшие. В общем, почти вся мелочь потребует если не изготовления заново, то хотя бы серьезных доделок.

Декаль HASEGAWAHASEGAWA. Очевидно, изготовление модели происходило по реальному вертолёту. Расположение расшивки гораздо точнее и подробнее чем у AIRFIX, воспроизведены даже небольшие лючки, причём на своих местах. Сделана отдельной деталью силовая накладка с семью рёбрами жёсткости на левом борту, характерная именно для поздних вариантов Ми-24А. Поскольку фюзеляж во всех моделях HASEGAWA один и тот же, в других моделях эта накладка просто гладкая. Воспроизведены почти все антенны. В общем, придраться особенно не к чему, если бы не НВ. Лопасти длиннее и уже чем следовало бы и, кстати, совершенно гладкие. Проще сделать новые, чем исправить эти. Например, взять лопасти от Ми-8\17 Звезды, укоротить их на три секции и подклеить к комлевой части имеющихся. Втулка НВ деталирована получше, но все равно "не очень". Остекление тонкое и чистое. Линии переплета не совсем точны в месте над пилотом, но исправить это просто - они сделаны тоненькими линиями внешней расшивки. Интерьер грузовой кабины представлен полом, потолком, перегородками и четырьмя дистрофичными "десантниками", слабо напоминающими доблестных бойцов Советской Армии, разве только по АК-47 их и опознаешь. В пилотской кабине больше ручек и есть подобие прицельного устройства у оператора, в отличие от AIRFIX. На месте пилота опять два соседствующих кресла (даже фигурок пилотов отлито три). И откуда эти буржуины взяли третьего? Наверное, их ввело в заблуждение то, что официально экипаж состоял из трех человек, но третий - борттехник всегда размещался в десантной кабине. И даже у выпускавшегося в небольших количествах Ми-24У, построенного на базе Ми-24А, обучаемый сидел на месте оператора. На самом деле пилотское кресло сдвинуто влево, а всю правую часть занимает развитая консоль с массой переключателей. На этот счет есть замечательные фотографии http://www.airforce.ru/aircraft/mil/mi-24/mi-24a/index.htm. Перегородка между местом пилота и десантной кабиной на сей раз есть, но без окошка. Пилоны, шасси и подвеска отлиты достаточно аккуратно, представлены четыре блока НУРС УБ-32А-57 и опять-таки ПТУР "Фаланга". Блоки НУРС, по-моему, лучше взять ВЭС, а "Фаланга" весьма похожа.

В работе над будущей моделью подспорьем окажется фототравление от EDUARD: комплект разработан под Ми-24Д HASEGAWA и, как минимум, позволит "оживить" пилоны с подвеской, шасси, винты и фюзеляж. Собственное, комплектное фототравление модели даёт дворники и пару ПВД, причем одинаковые для всех моделей Ми-24. Интерьеры, увы, придётся делать самостоятельно - обе модели в этом отношении одинаково просты и неправильны. Варианты окраски в обоих случаях взяты из "In action". У AIRFIX это "Крокодил" из состава ЗГВ, авиабаза Стендаль, HASEGAWA не имеет исторической привязки. Декали просты, листок от HASEGAWA не спасает даже наличие приборных панелей: они совершенно непохожи. Техничку я позаимствую с декали Ми-24 от BEGEMOT. При работе не будут лишними и колеса от EQUIPAGE.

ИТОГО: AIRFIX я бы поставил "твердую тройку", а HASEGAWA - "четыре с минусом", "Минус" за счет того, что НВ во многом придётся делать самому. Если Вы решите делать AIRFIX, то трудозатраты будут на порядок больше, причём доделывать надо будет практически всё. С HASEGAWA легче: можно будет уделить всего себя деталировке, не особенно отвлекаясь на длинный список мелких переделок.




МОДЕЛЬ

Немецкий "Банан"

Владимир Борисов

Revell' BananaМодель от REVELL [#04447], без сомнения, "перепаковка" итальянского пластика. Два литника из темно-зелёного пластика. Расшивка внутренняя, аккуратная. Кое-где есть имитация заклёпок. Они тоже вдавленные и аккуратные. Облоя нет абсолютно. Третий литник - прозрачный. Прозрачность и полировка неплохие, но по мне - толстоват и есть неровности. Кроме того, в комплекте идёт капроновая сеточка для имитации решёток воздухозаборников. Декаль - 16х11 сантиметров, обычного для REVELL качества. Подробная инструкция на 12 страницах. Набор предусматривает 4 варианта окраски, а именно:

  • Vertol H-21/V-43A der 1. LRettVerbStff der Luftwaffe, 1961.
  • Vertol H-21/V-43B des Heeresfliegerbataillon 300, Mendig, 1970.
  • Vertol H-21/V-43A HFlgTrsp (Lehr) Stff 304, Mendig 1968.
  • Vertol H-21/V-43A des Heeresfliegerbataillon 300, Mendig, 1968.

Декаль для немецкого 'Банана'

Все четыре варианта окрашены почти одинаково. Весь фюзеляж - один из оттенков оливкового цвета(RAL 6014), лопасти несущих винтов - чёрные снизу и светло-серый - сверху. Законцовки лопастей - люминесцентный оранжевый. От этой схемы отличается только первый вариант. У него, кроме законцовок, люминесцентным оранжевым выкрашены передние кромки горизонтального оперения и две широкие поперечные полосы в передней и задней частях фюзеляжа (как на коробке). Интерьер в основном серый, приборная панель - чёрная, кресла в пассажирском отсеке и подушки пилотских кресел - красные.


HELIBORNE thanks to: Андрей Котков, Владимир Борисов, 'Rumodelism'.

www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.