#33 - 03.2004
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





МОДЕЛЬ

Boeing-Vertol CH-46E

Геннадий Воробьёв

О моделях FUJIMI на страницах HELIBORNE пока ещё никто не рассказывал. Ну что же, буду первым…
Fujimi DragonsМодель FUJIMI [#72159], на данный момент является последней в серии CH-46 этой фирмы. Набор включает в себя четыре литника светло-серого цвета (104 детали) и один большой прозрачный (28 деталей). Правда, не все из них используются. Пластик очень напоминает отливки фирмы ACADEMY - он имеет аккуратную и очень тонкую внутреннюю расшивку. Интерьер кабины пилотов простенький, но всё самое главное есть. Приборная панель проработана весьма качественно, но при желании можно все приборчики сточить и наклеить декаль. Или попытаться "приварить" декаль поверх рельефа с использованием средств от MICROSCALE. Интерьер салона, можно сказать, почти никакой: только непонятного вида "диванчики" для десанта. Стенки салона сделаны шероховатыми, с едва заметной сеткой внутренней расшивки. Выглядит приятно и только следы от толкателей портят все дело. Отдельно даны 2 части потолка, закрывающие мотоотсек и передний ротор. К сожалению, набор не имеет оборонительного вооружения, хотя на фотографии с коробки вместо первого иллюминатора ясно виден крепёж под пулемет. Хорошо, что хоть лебедка сделана. А вот то, что особенно порадовало, так это стойки шасси в двух вариантах: обжатом и полётном. Прозрачные детали выполнены на высоком уровне, с тонким внешним кроем. К сожалению, в моём наборе некоторые из них были слегка поцарапанные, хотя литник запакован в отдельный пакетик. Но это не страшно. На детали лобового остекления проработаны дворники и посадочные фары. декальЕсть БАНО и небольшой прожектор. Декаль великолепная. По качеству такая же как обычно бывают у HASEGAWA. Похоже, что печатаются в одном месте. Печать очень чёткая и яркая. Особенно классно получился черепок с костями - обязательно сделаю модель с ним! В инструкции предлагаются на выбор 2 схемы окраски, вернее окраска одна: стандартная американская двухцветная серая. Но вариантов декалей машины морской пехоты США - на две версии.

В качестве резюме могу сказать только одно: очень неплохая модель у японцев получилась. А купить её можно, кажется только в Hobby Link Japan.




ВЕРСТАК

Примочки для декалей

Евгений Борисов, Анатолий Осипов

Сколько копий было сломано на тему "серебрения и приваривания" декалей на модель. Какие только средства не используются: и водка, и спирт, и одеколон. Хотя уже давно производятся различные специальные составы для этих целей. Мы не знаем о существовании "сухих" (переводящихся трением) декалях для вертолётов, поэтому речь пойдёт только о "мокрых" декалях - старых добрых переводных картинках.

Без углубления в тонкости производства декалей, можно сказать, что на специальную бумагу наносится слой клея, а дальше, способом, изобретённым в Китае более 2000 лет назад, послойно наносятся краски. Но моделистов это интересует в меньшей степени, чем самая прикладная составляющая часть каждой переводной картинки - прозрачной лаковой основы. В большей степени именно от её качества и качества клея зависит положительный окончательный результат нанесения самой декали на модель.

В процессе нанесения декалей встречаются три основные проблемы: "серебрение" декалей, подъём/неприлегание декали на криволинейных поверхностях и более редкая проблема - растрескивание декали. "Серебрение" декали появляется в большинстве случаев при нанесении декали на матовую поверхность, окрашенную матовыми красками. Это происходит из-за того, что невидимая глазу шероховатость поверхности от частиц матовой краски не даёт плёнке декали лечь по всей поверхности окрашенной модели. Между частичками краски остаются микропузырьки воздуха, которые в своей массе отражают свет из под плёнки декали. Отсюда делаем вывод, что нужно как можно меньше использовать матовые краски. Но, так как большинство модельных красок по своей структуре как раз матовые, то решение этой проблемы заключается в следующем: перед нанесением декалей на окрашенную матовыми красками модель, следует покрыть всю модель глянцевым лаком. Есть мнение, что можно покрывать глянцевым лаком только то место, куда будет наноситься декаль. Однако, глянцевый лак делает краски немного более яркими по отношению к остальной поверхности. Поэтому, велика вероятность того, что покрытые глянцевым лаком декальные пятна будут отличаться оттенком от всей остальной модели. В общем, следует подходить к этому вопросу, основываясь на Вашем опыте.

Примочки для декалей

Для облегчения процесса нанесения декалей и улучшения их прилегания выпускаются различные составы. На нашей памяти самыми первыми составами, появившимися в России, были два состава Decal Cote от HUMBROL (1 и 2 на фотографии). Это была двухступенчатая система. Но, кажется, их сняли с производства, и вместо них появился один универсальный состав - Decalfix (3). Эта жидкость хорошо подходит для нанесения простых и небольших декалей на поверхности с незначительной кривизной. Она хорошо подходит для начинающих моделистов, поскольку при её использовании риск повредить декаль не больше, чем без неё. А положительное воздействие жидкости на декаль всё-таки наблюдается. Более эффективное средство для нанесения декалей - это MicroSET (4, синий шрифт на флаконе) от американской фирмы MICROSCALE. Это средство обладает более выраженным размягчающим декаль эффектом, по сравнению с Decalfix. Оно может также использоваться в качестве первого раствора двухступенчатой системы с применением MicroSOL (5, красный шрифт) той же фирмы. MicroSOL - самое агрессивное специальное средство по отношению к декали. Поэтому использовать его следует с большой осторожностью. При нанесении этого средства на декаль, она размягчается настолько, что повредить её можно любым прикосновением, даже самой мягкой кисти. Зато, после высыхания MicroSOL, учитывая его высокое поверхностное натяжение в жидком состоянии, декаль заполняет собой все линии расшивки и облегает заклёпки и прочий выступающий рельеф. То же самое происходит и с большими декалями, наносимыми на криволинейные поверхности.

Большинство современных декалей нормально переносят применение "примочек". А у тех декалей, которые, теоретически, могут быть испорчены применением спецсредств, это обычно написано в инструкции (например, декали ModelART, Франция). Следует отдельно остановиться на декалях от БЕГЕМОТ. Декали российского производителя отлично ложатся как без химических составов, так и с применением и HUMBROL Decalfix, и MICROSCALE MicroSET. Можно также применить и MICROSCALE MicroSOL, но… только один(!) раз. Дело в том, что составы MICROSCALE допускают многократное повторение процедуры нанесения до получения желаемого результата. Но декали БЕГЕМОТ после второго-третьего нанесения MicroSOL, теряют эластичность и не возвращаются в исходное состояние. Это не к тому, что декали плохие. Это к тому, что в инструкции к декалям БЕГЕМОТ об этом ничего не написано. Просто имейте в виду и соблюдайте осторожность.

Осталась последняя проблема: растрескивание декали при попадании в воду. К счастью, таких декалей выпускается всё меньше и меньше. Но иногда, старые, редкие и ценные декали требуют восстановления или гарантии от растрескивания. Тогда Вы можете применить MICROSCALE Liquid Decal Film (далее "L.D.F."). Разновидность чистейшего целлюлозного лака просто наносится поверх "рискованной" декали. Также с использованием L.D.F. Вы можете изготовить простые небольшие декали, например, полоски. Возьмите обрезок (поле) покрытой клеем бумаги от декали, нанесите L.D.F., дождитесь, когда он высохнет, нарисуйте то, что нужно и, когда уже высохнет краска, нанесите как обычную декаль. Естественно, что с L.D.F. прекрасно сочетаются оба состава от MICROSCALE.

"Так называемые народные средства" для нанесения декалей (типа спирта и водки, и прочих "находок") никто не отменял. Но, как нам кажется, лучше получить гарантированный качественный результат, покупая специальные составы. Всё негативное отличие которых от "т.н. народных средств", состоит только в том, что их нельзя "употребить". :-)




ВЕРСТАК

О бедном акриле… закончу я слово

Евгений Борисов

Думаю, на сегодняшний день, рынок акриловых красок в России вполне сформировался: даже ЗВЕЗДА выпустила целый ряд акриловых красок основных цветов. И поэтому есть смысл сделать более-менее окончательные выводы по этому вопросу, а заодно и рассмотреть некоторые новинки и упомянуть кое-что из предыдущего обзора.

Начну с АКАНа. Как мне представляется, критики в его сторону было уже достаточно, но, учитывая некоторые моменты, я ещё раз подниму эту тему. К сожалению, не могу сослаться на ресурс, о котором пойдёт речь, (кто знает - тот поймёт), так как тамошние хозяева-администраторы настолько беспокоятся о своём "копирайте", что даже сканы коробок производителей моделей под него попадают. О как! Посему и цитировать их тексты напрямую я не буду, а то обвинят в плагиате и нарушении авторских прав. ;о)

По-прежнему не буду оспаривать аутентичность цветов красок АКАН - скорее всего, у них всё действительно точно. Поскольку любой приличный автосервис, в котором красят автомобили, действительно обладает современным компьютерным оборудованием по смешиванию оттенков различных красок: от самых "крутых", отливающих полутоновых металликов до старых, потёртых и потрёпанных временем красок. Для изготовления нужного цвета достаточно хотя бы лючок от бензобака принести… А вот обвинять кого бы то ни было в глупости и непрофессионализме, это как минимум, неприлично. Да, естественно, большинство из нас непрофессионалы в вашем понимании. Если весь "профессионализм" заключается только в том, чтобы продавать (здесь избегаю другого эпитета) автомобильные краски, и говорить о том, что это "эмаль для окраски моделей"… Что ж, "непрофессионалы" всегда становятся лёгкой добычей - перечитайте Ильфа и Петрова.

Теперь об основе этих красок. Снова с вами соглашусь и извинюсь, наверное я (и кто-то другой, кто впал в вашу немилость) были неправы называя это "нитрой". А может быть, вы поделитесь секретом и назовёте их основу? Что это: ксилол (ксилен), толуол или какая там ещё бывает химия? Что это за основа такая, которую современные высокотехнологичные дыхательные фильтры держат от 4 до 8 часов? Потом - всё, если фильтр не поменять - маляру каюк. Снова с вами соглашусь: краска, какая бы она ни была, в тех объёмах-количествах-фасовках в которых вы это продаёте, скорее всего не вызывает моментальной интоксикации моделиста. А если человек посвящает сборке-покраске моделей всё своё свободное время? Ну, так, два-четыре часа каждый день плюс выходные. И что будет с его мозгом лет через пять-десять? Хотя да: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Это будут уже их проблемы… Медицинский сертификат годности есть, говорите? Могли бы его опубликовать в виде файла *.pdf, а не ограничиваться устной констатацией данного факта. И тогда ни у кого не было бы никаких вопросов на тему: ядовитая это штука или нет. Хотя, сертификаты тоже разные бывают…

И, дабы не заканчивать упоминание красок АКАН на такой минорной ноте, хочу сказать следующее: за всё время общения с разными моделистами, я только один раз услышал действительно положительный и абсолютно достоверный аргумент в пользу красок АКАН. То есть, для чего просто незаменимы эти краски. Согласен с этим аргументом на сто процентов. И плевать на запах, токсичность и прочие негативные моменты, если искусство моделизма на первом месте. Так вот он, этот аргумент: краски АКАН незаменимы при окрашивании моделей обычных гражданских, не военных, автомобилей. Ещё раз согласен, поскольку никакая другая краска не может сравниться по аутентичности цвета и фактуры с той же краской, которой красятся прототипы. И спорить с этим - действительно глупость.

Теперь к остальным читателям HELIBORNE. Как вы знаете, дорогие друзья, я очень не люблю затрагивать подобные, описанной выше, темы. Естественно, что хочется писать только о хороших составляющих моделизма: наборах, материалах, книгах и журналах. Но, пока встречаются сомнительные элементы, то, по моему мнению, просто нельзя не говорить об этом. Ну да ладно… В продолжении темы акрила будет больше позитива и дельные советы. Но об этом - в следующем номере.


HELIBORNE thanks to: Геннадий Воробьёв, Анатолий Осипов.

www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.