#35/1 - 10'2005
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





ВЕРТОЛЁТ

Гигантский трансформер

Тина Шапошникова, РОСТВЕРТОЛ

Вертолёт Ми-26Т - машина, символизирующая мощь и славу не только российского, но и международного вертолётостроения. Говоря об этом вертолёте, нельзя обойтись без определения "уникальный": Ми-26Т обладает уникальной грузоподъемностью и транспортной эффективностью. Таких экстраординарных характеристик машины её создателям удалось достичь благодаря использованию самых современных достижений науки и техники. Причём, что особенно важно, речь идет не о потрясающих воображение возможностях экспериментальной машины, а о вертолёте, выпускаемом серийно.

Основные лётно-технические характеристики вертолёта Ми-26Т
Двигатель Д-136, мощность, л.с.2 x 11 400
Взлётная масса, кг:
- нормальная
- максимальная

49 600
56 000
Вес пустого, кг28 600
Скорость, км/ч:
- максимальная
- крейсерская

295
255
Грузоподъемность, кг:
- в грузовой кабине
- на внешней подвеске

20000
20000
Потолок, м:
- статический (не менее)
- динамический (не менее)

1520
4600
Дальность полёта, км:
- без дополнительных баков
- с 4-мя дополнительными баками

800
1920
Габариты грузовой кабины, м:
- длина
- ширина
- высота

12,10
3,29
3,17

В интересах обеспечения безопасности полётов, охраны окружающей среды и повышения конкурентоспособности на международном рынке Ми-26Т прошёл сертификацию по Авиационным правилам в соответствии с сертификационным базисом, который разработан с учетом требований Норм летной годности США FAR-29 .

Сферы применения вертолёта Ми-26Т постоянно расширяются. Сегодня Ми-26Т успешно применяется при тушении лесных пожаров с подвесным устройством ВСУ-15А на внешней подвеске, так как это является наиболее эффективным методом пожаротушения, выполняет уникальные монтажные работы, используется для решения эвакуационных задач и передислокации войск в чрезвычайных ситуациях. Ми-26Т может транспортировать антитеррористические группы в заданную точку без малейшего промедления. Рассматриваются возможности использования вертолёта Ми-26Т для борьбы с разливами нефти. Сбор нефти с поверхности воды и разложение нефтепродуктов в максимально короткий срок является вопросом первостепенной важности. Для сохранения окружающей среды, оперативной ликвидации нанесённого ей ущерба и сокращения затрат уникальные возможности российского вертолёта могут быть использованы в полной мере.

Авиационные перевозки развиваются по пути всё более масштабного использования широкофюзеляжных транспортных самолетов, однако существует ряд операций, на которых может быть использована только винтокрылая техника. Сегодня Ми-26Т - единственный вертолёт в мире, способный перевозить стандартные 20-футовые контейнеры.

С целью закрепления положительной тенденции по расширению возможностей вертолёта Ми-26Т на предприятии-производителе - ОАО "Роствертол" разработана и успешно реализуется программа модернизации вертолёта Ми-26Т. Одним из приоритетных направлений является модернизация кабины по типу "glass cockpit". Современное вертолётостроение знает два подхода к проектированию кабины. В первом варианте кабина проектируется одновременно с созданием вертолёта, так сказать с чистого листа. Этот процесс долгий и, главное - дорогой. На сегодняшний день не так много примеров выбора такого подхода. Наиболее распространённым является иной вариант, когда существующий вертолёт оснащается современным пилотажно-навигационным оборудованием. Такой путь имеет несколько преимуществ. Во-первых, снижаются сроки выполнения работ и необходимые объемы финансирования. Во вторых, в процессе определения нового облика кабины и состава необходимого оборудования можно опираться на уже имеющийся опыт использования вертолёта на наиболее характерных эксплуатационных режимах.

Поэтому создание современной кабины экипажа для такого вертолёта задача сложная, но и необходимая. Новая кабина всё больше и больше становится похожей на кабину современных лайнеров, которая оснащается для двух членов экипажа. Конечно, создание новой кабины продиктовано не столько стремлением увеличить объем свободного пространства за счет сокращения членов экипажа до двух человек, сколько разработкой новой концепции по обеспечению безопасности полетов, повышению надёжности, снижению эксплуатационных расходов и расширению возможностей применения вертолёта Ми-26Т. Разработчик и производитель вертолёта Ми-26Т находятся в непростых условиях. С одной стороны, информационные технологии, на основе которых и создаётся кабина, постоянно совершенствуются. С другой стороны, кабина создается для уже существующего вертолёта, а значит, излишняя революционность в проведении модернизации тоже неуместна. Нужно было соединить эти два противоречивых момента. Определённую помощь здесь оказали эксплуатанты вертолёта Ми-26Т, предоставившие ценную информацию об эксплуатации машины и высказавшие свои пожелания. Опыт гражданской эксплуатации и боевого применения вертолёта позволил сформулировать наиболее полный комплекс требований для проектирования облика кабины экипажа модернизированного вертолёта Ми-26Т круглосуточного применения.

В программе создания модификации вертолёта Ми-26Т круглосуточного применения с сокращенным количеством членов экипажа и современным бортовым радиоэлектронным оборудованием участвуют разработчик вертолёта Ми-26Т - МВЗ им. М.Л. Миля, а также ОАО "Роствертол" и ФНПЦ РПКБ. Что же даст модернизированная кабина? Во-первых, вертолёт получит современный эргономичный комплекс оборудования, который позволит уменьшить нагрузку на экипаж за счёт автоматизации управления полётом. Во-вторых, автоматизация контроля параметров технического состояния агрегатов и систем позволит уменьшить количество членов экипажа до двух человек (или трёх при проведении работ с внешней подвеской), что, в свою очередь, позволит эксплуатанту не только снизить прямые эксплуатационные расходы, но и уменьшить затраты на подготовку и переобучение персонала. В-третьих, это обеспечит всепогодное и круглосуточное применение Ми-26Т, что особенно важно для многофункционального и многоцелевого вертолета, который часто эксплуатируется в чрезвычайных ситуациях. Основу новой кабины Ми-26ТС по типу glass cockpit составляет бортовое радиоэлектронное оборудование БРЭО-26, состоящее из системы электронной индикации, картографического индикатора, двух многофункциональных пультов управления, бортовой цифровой вычислительной машины, спутниковой навигационной системы, круглосуточной обзорной системы ГОЭС-321М, очков ночного видения ОВН-1 "Скосок", радиолокационного комплекса и бортового комплекса связи. Новый комплекс оборудования позволит автоматизировать решение задач навигации за счёт непрерывного определения местоположения вертолета, которое осуществляется автономно и в автоматическом режиме. Комплекс наделен функцией коррекции системных координат, что позволяет обеспечить высокий уровень точности определения местоположения вертолета.

Бортовой компьютер автоматически отслеживает прохождение предварительно запрограммированного маршрута, отображая текущее положение вертолёта на картографическом индикаторе. Совмещение изображения метеорологической и грозовой обстановки с изображением карты даёт возможность внести необходимые коррективы прямо в полёте.

Система электронной индикации состоит из пяти многофункциональных индикаторов, каждый из которых способен выводить всю необходимую информацию на различные страницы, в зависимости от режима полёта. На экране индикатора отображается только необходимая для текущего режима полета информация. Объём информации, которую необходимо постоянно контролировать, сведен к необходимому минимуму, что обеспечивает щадящие условия работы экипажа. Наряду с пилотажно-навигационной информацией на экране многофункциональных индикаторов отображается информация, необходимая для обеспечения автоматизированного захода на посадку. Каждый из пяти индикаторов может быть настроен для отображения информации с обзорной системы ГОЭС-321М. Многофункциональные пульты управления предназначены для интегрированного управления БРЭО-26, ввода и редактирования полетных данных, а также для поиска неисправностей в системах вертолёта. БРЭО-26 обеспечивает автоматический контроль технического состояния и наработки основных агрегатов и систем вертолета. Цветные программно управляемые индикаторы могут изменять цвет при достижении каким-либо параметром предельного значения.

Система спутниковой навигации интегрирована со штатной навигационной системой вертолёта. В памяти бортового вычислителя могут храниться карты местности, аэронавигационная информация. Бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) сопоставляет координаты, определённые системой спутниковой навигации, с аэронавигационной информацией, которая хранится в памяти, корректирует счисленные координаты, выдаёт информацию о расстоянии до земли или до любого другого препятствия или объекта, информация о котором заранее введена в память. Таким образом, обработанная БЦВМ аэронавигационная информация отображается на картографическом индикаторе, совмещением с пилотажно-навигационной и метеорологической информацией. Цифровой дублированный двухканальный пилотажно-навигационный комплект ПКВ-26-1М во взаимодействии с БРЭО обеспечивает улучшенную управляемость и повышенную устойчивость вертолёта.

Благодаря тому, что вертолёт имеет уникальную в своём роде конструкцию, он может легко трансформироваться из вертолёта для тушения пожаров в вертолёт-эвакуатор, а применение современной авионики позволит вертолёту-гиганту гармонично вписаться в транспортную систему ХХI века.


далее...

www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.