#36 - 07'2006
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





ВЕРТОЛЁТ

Ми-24Р (РХР) радиационной и химической разведки

Евгений Борисов

Ми-24Р

Для вертолёта Ми-24Р (изделие 2462) в качестве базовой модификации был выбран Ми-24В. В 1978 году он был оснащён специальными системами жизнеобеспечения экипажа и обработки и передачи собранных данных, а также оборудованием для взятия проб воздуха и грунта. Дистанционно управляемые экскаваторы располагались на концевых пилонах обоих крыльев. На первых машинах экскаваторы были повёрнуты "когтями" назад, а кассета АСО находилась на корпусе экскаватора по левому борту. Воздухозаборник кондиционера под днищем фюзеляжа имел огромные размеры, продиктованные условиями фильтрации и технологическими возможностями того времени. В последствие экскаваторы были развёрнуты на 180 градусов, кассета АСО переместилась на подкос хвостовой опоры с правого борта, а воздухозаборник был уменьшен до размера и формы чуть больше обычного ведра. В период с 1983 по 1989 год было выпущено 160 машин.

Вертолёты Ми-24Р с аэродромов в Чернигове и Гончаровске принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Незадолго до аварии машины прибыли на аэродромы Минска и Гродно, а после упомянутого события были откомандированы в Гончаровск. Вертолёты, с сокращённым до трёх человек экипажем, занимались разведкой обстановки и дозиметрическими измерениями.

В 1989 году, установив на вертолёт новое оборудование связи и обработки информации, из экипажа вертолётов исключили одного специалиста химразведки. Эта модификация получила название Ми-24РА. В данный момент большинство Ми-24Р служат на территории республик бывшего Советского Союза: Россия, Украина, Беларусь (4), Армения.

КОМПЛЕКТ

комплект деталей Ми-24Р в масштабе 1:72Экскаваторы вертолётов Ми-24Р весьма оригинальны по конструкции и придают машине дополнительный, я бы сказал, агрессивный, шарм. Собственно эти самые экскаваторы и послужили стимулом для разработки и изготовления конверсионных комплектов для пластмассовых моделей. Сначала появился комплект HELIBORNE [#72006], состоящий из девяти деталей. Как я считаю, пресловутые экскаваторы получись очень неплохо. Удалось точно соблюсти углы установки гидравлики относительно пилона и головной части устройства. Заклёпки были выбраны наружные, так как на пилонах модели от ЗВЕЗДЫ/ITALERI они точно такие. Контейнер подвесного оборудования делался по достоверным размерам. Если кто уже обзавёлся описываемым комплектом, но не имел времени хорошенько его рассмотреть - рекомендую обратить внимание на замки кассеты АСО. Я очень старался сделать видимыми петли, которые в оригинале набрасываются на крючки. Правда, на отливке эти петли различимы только под лупой, но после грунтовки становятся заметнее. Что касается остальных деталей комплекта: двери правого борта, её увеличенного остекления и воздухозаборника кондиционера, то в них нет ничего особенного. Разве что прецизионная контактная поверхность последнего.

комплект деталей Ми-24Р в масштабе 1:48Следующим этапом стал такой же комплект HELIBORNE [#48006] в масштабе 1:48. В качестве базовой пластмассовой модели была выбрана модель от MONOGRAM [#5819] как наиболее аккуратная с точки зрения её производства. Под неё и был изготовлен данный комплект. Больший размер, естественно, потребовал более детальной проработки отдельных мест и узлов. Попробую просто перечислить. На контейнере появились замки точек подвеса и рояльные петли створок люков. Воздухозаборник, помимо точной контактной поверхности приобрёл кольцевую выштамповку по нижнему краю и два ряда внутренних заклёпок. Петли замков на кассете АСО стали различимыми даже без оптических приспособлений. А ось на основном гидравлическом приводе увенчалась шестигранными гайками. Оба комплекта для их установки на модель потребуют только удаления блоков НУР с внешнего пилона (пилон №1) левого борта пластмассовой модели, для замены блока на подвесной контейнер.

Автор выражает благодарность Юрию Дуде за предоставленные материалы.




МОДЕЛЬ

Ветолёт ЭГ ОКБ Яковлева

Крис Джонс

Коробка Як-ЭГСюрпризом стал выпуск модели вертолёта ЭГ КБ Яковлева PROP & JET [#72202]. Этот набор очень сильно отличается от, вобщем-то базового комплекта, модели от UNICRAFT того же вертолёта. В комплекте около 50 хорошо отлитых деталей из серой смолы, две плёнки приборных панелей и два комплекта вакуумформованного остекления (один запасной). Детали остекления с проработанными панельными линиями изготовлены так же хорошо, как и детали из смолы.

Комплект включает в себя чудный пятицилиндровый двигатель и сопутствующие ему детали, которых, к сожалению, будет почти не видно. Отливки лопастей и втулок винтов сделаны таким образом, что можно избежать утомительной процедуры сверления и штифтования соединений, так часто необходимой при сборке моделей из смолы. Некоторые ручки управления и другие детали надо будет изготовить самостоятельно из тянутых литников или других подходящих материалов. Инструкция состоит из девяти диаграмм. Будьте внимательны: номера деталей двигателя на центральной диаграмме не соответствуют номерам этих деталей на литниках.

Детали конмплекта Як-ЭГ
Редакция выражает благодарность Антону Цюпке и Мусе Закорееву за предоставленную модель.



МОДЕЛЬ

UH-1B Huey Chopper

Иннокентий Шаньгин

Вертолёты являются моим увлечением с "детско-юношеских" времён, с тех самых пор, как мне удалось полетать на настоящем вертолёте- красавце Ка-26 и даже немного им поуправлять (разумеется, с участием инструктора).С тех пор начал обращать внимание на всё, что взлетает и садится вертикально, собирал картинки, вырезки из журналов, книги данной тематики… И вот, обнаружив в библиотеке деда книгу "Воздушно-десантные войска НАТО", увидел фото ЕГО - BELL UH-1 Huey! Сказать, что он мне сразу понравился было бы неправдой, сначала я даже немного поулыбался - этакая округленькая, виновато "улыбающаяся" мордочка, умильно скруглённый зад, переходящий в хвостовую балку… Ну, чисто помесь "Запорожца" со стрекозой, впечатление от внешности - дизайн скорее 40-х годов, а не 60-х… Но, чем больше я узнавал об этой машине, тем больше она меня интересовала… История войны во Вьетнаме, последующие "локальные конфликты", теленовости рубрики "за рубежом", везде мелькал этот скромняга. Ну, а ставшие доступными в конце 80-х видеокопии "классических" американских фильмов "военного" содержания и вовсе сделали его "своим"… Вобщем, я захотел заиметь очень подробную модель этой бессменной на протяжении многих десятилетий "рабочей лошадки" наших "партнёров по борьбе с терроризмом". Перебрал достаточное количество моделей разных производителей, но всё это было не то. МАЛОВАТО БУДЕТ!(c)

Я вообще считаю, что моделям вертолётов мелкие масштабы противопоказаны, т.к. большинство вертолётов имеют небольшие размеры (Ми-26 не в счёт!), то и модели получаются мелковатыми, не передающими сути и подробностей этих машин. А, чтобы хорошо сделать вертолёт в 1:72 вообще, кажется, надо быть нейрохирургом.

Коробка HueyИ вот, один из московских моделистов объявил в Сети распродажу своих "закромов", в коих и содержался UB-1B Huey в масштабе 1:24! Стоит ли говорить, что я сразу же купил этот набор, не глядя на цену… Коробка с логотипом MONOGRAM [#4675], кстати, очень впечатляющая: толстый и прочный гофрокартон. Из него же сформованы рёбра жёсткости внутри коробки. Вобщем, несмотря на почтовые приключения, модель дошла целой и невредимой. Сама модель датирована 2001 годом, хотя пресс-формы, с которых получены отливки, похоже, что изготовлены в середине 80-х. Набор состоит из 9 литников: 5 литников пластика цвета "olive drab", 1 литник с прозрачными деталями, 1 литник металлизированного пластика- детали автомата перекоса (АП), главного редуктора и двигателя Lycoming T53-L-11, 1 литник из гибкого поливинилхлорида, это имитация патронных лент к пулемётам и 1 литник из серого пластика- внутреннее убранство кабины и салона. Всё упаковано в полиэтиленовые пакетики. Сделано так, что модель можно собрать и без окраски, внешний вид в общем будет соответствовать прототипу.

Декаль HueyЕсть также подробная инструкция по сборке и окраске (на инструкции - логотип REVELL) и, разумеется, декаль, которая содержит номера, опознавательные знаки, есть приборная доска и некоторая "техничка". В наборе даны два пилота, поэтому декаль содержит по паре нарукавных знаков. Качество печати декали неплохое, смещений цветов нет, хотя для 1:24 можно было бы дать всякого побольше и поподробнее… Данный набор можно собрать в двух вариантах:

  • 1st Air Cavalry Division, Vietnam, 1966
  • 114th Assault Helicopter Company, Vietnam, 1966

    Половинки фюзеляжа отлиты неплохо, огрехов литья практически нет, если не считать общий стиль отливки как "начало-середина 80-х", т.е. похоже пресс-форму делали по "традиционной" технологии: фрезеровали станками, а доводку делали слесари-лекальщики. Хотя, повторюсь, отливки хорошего качества, имитированы листы обшивки, заклёпки. Расшивка где нужно внутренняя, старательно имитированы защитные сетки моторного отсека. Стыкуются половинки фюзеляжа хорошо, держатся даже на штифтах:

    Так как модель большая и подробная, то волей-неволей виден силовой набор фюзеляжа. Поэтому, видимо, чтобы не увеличивать толщину пластика, а соответственно не создавать возможностей утяжек, видимый силовой набор дан отдельными деталями. Также производитель постарался, насколько это возможно, передать подробности пилотской кабины и салона. Тут на пилотских креслах и скамье для десанта выполнена имитация ремней с пряжками, задняя стенка салона имеет "стёганную" поверхность и имитацию брезента также с пряжками… Хотя, если делать всё очень подробно, то всё это "богатство" скорее всего придётся сточить и сделать заново.

    Двигатель. Для детали, которая, вобщем-то, не будет видна на собранной модели, двигатель выполнен на удивление подробно. Главный редуктор также не подкачал, тоже довольно подробен. Автомат перекоса, в общем неплох, но от 1:24 ожидалось что-то более детализированное и подробное. Тут же практически весь АП дан двумя деталями… Думаю, когда дело до АП дойдёт, всё это переделаю, всё же один из самых интересных узлов этого аппарата! Изящно и в то же время просто сделано шасси, а оно у прототипа полозковое - просто отлито одной деталью. На этом же литнике вместе с шасси кое-какая мелочёвка и два хвостовых стабилизатора.

    Пилоты HueyЛопасти НВ, РВ на одном литнике. На этом же литнике фигурки пилотов. Кстати, пилоты почему-то смотрят в одну сторону с одинаковыми выражениями "лиц". Интересно, что это такое они увидели? :о) Хотя, модель относится к "вьетнамскому периоду", а там было куда и на что смотреть такими глазами… Но, лично для меня, это неактуально: фигурками не увлекаюсь и использовать этих "пилотов" не буду. Также не собираюсь делать вооружённый вариант, так как я не милитарист, хотя "оружия" дано немало: 4 пулемёта и 2 пусковых установки для 14 ракет. Остекление отлито довольно неплохо, но оно довольно толстое, получается немасштабно, поэтому думаю, используя его как основу, отформовать новое остекление из тонкого прозрачного пластика.

    Скорее всего буду делать вариант чего-то не "отнимающего жизнь", а "спасающего", ну, скажем санитарно-спасательный вариант, с соответствующими надписями DUSTOFF… Ещё есть идея сделать работающее управление от ручки до АП, и кинематически связанные НВ и РВ, кстати, производитель модели вроде что-то такое подразумевал: изнутри в хвостовой балке есть нечто, напоминающее опоры трансмиссионного вала, а в киле предусмотрены полости для угловой передачи на РВ. Правда, когда смогу приступить не знаю, пока другие насущные вопросы ждут своего решения…

    В заключение могу сказать: UB-1B Huey Chopper от REVELL-MONOGRAM - неплохой вариант любителям этой машины заиметь на полке этакого "шоу стоппера", модель, которая сразу будет привлекать и удерживать внимание настоящих ценителей. Не призываю собирать вообще всю коллекцию именно в таком масштабе, но иногда "размер имеет значение!" (с).


    HELIBORNE thanks to: Chris Jones, Иннокентий Шаньгин.

  • www.heliborne.com
    www.heliborne.com


    ©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
    При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.