#37/2 - 06'2008
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





ОБЗОР

Но только лошади летают вдохновенно…

Константин Карлик

(продолжение)

Ну что же, начинаем "поимённую перекличку". Перекличка будет вестись в хронологическом порядке, т.е. от модификации к модификации. Первой в наш список попала модель

HH-53C Super Jolly Green Giant
Модель производилась сразу тремя фирмами. Это: BILEK HH-53B/C [#96672], FUJIMI HH-53C Super Jolly Green Giant [#33002] серии S, на сегодняшний день снят с производства и ITALERI [#1035] HH-53C Super Jolly Green Giant (ранее выпускалась под номером #035). Выпуск модели прерывался у итальянцев на несколько лет. После возобновления выпуска у итальянцев, собственно и сменился номер в каталоге.

Модели BILEK и FUJIMI в руках не держал. Но, по отзывам коллег, первый это ЛНД не самого высокого качества за весьма высокую цену. Кто в России ими торгует - не в курсе, поскольку ЛНД - не мой профиль. За рубежом видел в Hannants и в Jadar, специально не искал, наверняка есть ещё точки продажи. Стоит это удовольствие порядка 13-18 евро без доставки. FUJIMI можно было купить на HLJ. Но, поскольку модель точно снята с производства, останавливаться на ней нет смысла.

О прототипах
  • HH-53B Super Jolly Green Giant. Поисково-спасательные вертолёты. Поставлялись в Авиационно-космическую службу спасения и безопасного возвращения ВВС США. На машине по правому борту в носовой части фюзеляжа монтировалась заправочная штанга для дозаправки в воздухе. Установлены пилоны для навески внешних топливных баков. Вооружались тремя шестиствольными пулемётами GAU-2A/B калибра 7,62 мм (по вооружению имеются разночтения: в "H-53 Sea Stallion in action" говорится о M134 Minigun); оснащены двигателями T64-GE-3, позже замененными на T64-GE-7; последние четыре вертолета НН-53В были модифицированы в стандарт машин МН-53J в конце 80-х. Построено всего 8 машин при планировавшихся 15.
  • HH-53C Jolly Green Giant. (Видимо для кого-то это не совсем принципиальный момент, но слово "Super" из названия совершенно спокойно опускается. Но тогда можно сразу напороться на неприятности: "Jolly Green Giant" также назывался поисково-спасательный вариант HH-3E, модификация S-61 Sea King). HH-53C является поисково-спасательным вертолётом и дальнейшим развитием идей, заложенных в предшественника - HH-53B. Вертолёт оснащён двумя турбовальными двигателями General Electric T-64-GE-7, мощностью по 3435 л.с. Отличается от своего предшественника отсутствием расчалочных стоек на пилонах подвески внешних топливных баков. Ёмкость внешних подвесных баков была уменьшена с 2470 л до 1710 л. Была добавлена дополнительная броня для экипажа. Установлен более мощный грузовой крюк, рассчитанный на усилие до 9 тонн (в некоторых источниках - 10 тонн). Установлено более совершенное радиооборудование для облегчения связи с самолётом-заправщиком HC-130. С 1972 года на машины стали устанавливать аппаратуру предупреждения о радиолокационном облучении и подавления систем инфракрасного обнаружения. Построено 44 экземпляра. Используются Авиационно-космической службой спасения и безопасного возвращения ВВС США. Первая машина поставлена заказчику в конце лета 1968 г.
  • S-65-C3 Ya'sur 2000. Второй и последний экспортный вариант вертолета Н-53, поставлявшийся в Израиль с 1969 г., соответствующие варианту НН-53С. 33 вертолета были дополнены в 1981 г. двумя S-65 из Австрии; сохранившиеся машины теперь модернизируются фирмой Israel Aircraft Industries - IAI, которая является филиалом Ассоциации военно-транспортной авиации (MATA Helicopters).
Поскольку из всех перечисленных производителей в моих руках оказалась только модель от ITALERI, то рассматривать будем именно её.

ITALERI [#1035, ex #035] HH-53C Super Jolly Green Giant

По курсирующей в сети информации, модель HH-53C Super Jolly Green Giant есть дальнейшее развитие идей BILEK (в смысле трансформация ЛНД в ЛВД). Когда-то в сети наблюдал фотографии отливок BILEK, с этим мнением полностью согласен! Совпадает даже расположение деталей на рамках литников. Но тем лучше для нашего брата-моделиста. ЛНД - материал не для начинающих и, увы, очень часто не для слабонервных. Хотя, уже в ходе работы над данным опусом, натолкнулся на противоположную версию. В смысле, что BILEK перепаковывает ITALERI. Лично у меня сие утверждение вызывает очень сильные сомнения. Кто в здравом уме и трезвой памяти купит ЛНД после появления ЛВД да ещё после падения "железного занавеса"?

Модель

Про прототип было сказано несколько выше, поэтому сразу перехожу к рассмотрению модели. Коробка из тонкого плотного картона. Открываем коробку и видим две рамки с непрозрачными деталями (в количестве 99 единиц). На одной размещены: половинки фюзеляжа, боковых спонсонов, детали рампы, стабилизатора и двигателей. На второй рамке находятся детали НВ, РВ, вся мелочёвка. Рамка с прозрачными деталями упакована в отдельный пластиковый пакет (10 деталей, из них одна не используется),

инструкция и довольно бедная декаль, позволяющая сделать два варианта. Первый - поисково-спасательный вертолёт 37 эскадрильи службы спасения и безопасного возвращения ВВС США, б/н 695785. Вьетнам 1971 г., Пху Кэт. Второй - знаменитый "диавольский" б/н 666 ВВС Израиля. Качество печати декали нормальное, смещения цветов не наблюдается. Все надписи читабельны. Одно плохо - их слишком мало, но это на любителя. Насколько качественно декаль будет садиться на место и потребуются ли какие-либо специальные примочки - не знаю. Модель пока не собиралась. Инструкция выполнена с обычным для ITALERI качеством, т.е. лаконично и понятно. Инструкция отпечатана на восьми страницах форматом больше А5 и меньше А4. Вся сборка разбита на 6 этапов. Камуфляж: по варианту ВВС Израиля вопросов нет. Есть немало снимков из музея ВВС Израиля. Там вертолёт окрашен в песочный цвет. Вот с вариантом USAF - вопросы есть. Ответов не хватает. На найденных мной паре снимков на airliners.net машины имели окраску, схожую с указанной на коробке и в инструкции. Так что будем считать, что цвета указаны правильно. Либо стандартный совет - берём снимки реальных машин и красим по ним. К сожалению снимков именно этого борта я не нашёл.

Пластик в коробке цвета м-м-м… "детской неожиданности", либо, если для эстетов, то "кофе с молоком". По ощущениям - приятный, не мылкий, жёсткость средняя. Обрабатываться должен нормально. (:-) - ред.) Конкретно в своей коробке я дефектов литья в виде большого количества облоя или утяжек не обнаружил. Облой встречается как случайное явление кое-где на половинках фюзеляжа и, пожалуй, всё. Смещения половин пресс-форм тоже вроде как не наблюдается (скрупулёзный поиск выявил нечто похожее только на одной из лопастей НВ). По крайней мере, все стойки шасси или комлевые части лопастей НВ и детали втулки НВ и РВ долго и нудно пилить для "приведения в чувство" не надо. Мелкие текстуры, типа имитации фильтров на "жабрах" или сеток выполнены довольно аккуратно. Хотя по правому борту контуры сеток за главным редуктором немного оплывшие. Претензий к качеству прозрачных деталей не имею. Фонарь пилотской кабины достаточно тонкий и сильных искажений не даёт. Линии переплёта выполнены правильно. Одно, на мой взгляд, не очень хорошо - имитация стеклоочистителей сделана прямо на пластике фонаря пилотской кабины. Оставлять всё как есть или сошлифовывать стеклоочистители - дело вкуса. В принципе фототравлёные варианты стеклоочистителей вещь не настолько редкая. Имитация иллюминаторов выполнена качественно и нареканий не вызывает.

Поскольку графики, именуемой в нашем сообществе "чертежами" я в сети не нашёл, то "вкладывать" модель не во что. Но по обводам модель напоминает прототип даже при ярком свете дня и при тщательном рассмотрении. На этом, пожалуй, приятные моменты заканчиваются.

Теперь про неприятные. Начну с фонаря кабины пилотов. Имитация лючка больше подойдёт к модификации MH-53J/M Pave Low III/IV, но не к нашему "Зелёному Великану". На всех модификациях, не оборудованных аппаратурой для полётов с огибанием рельефа, люки нормальной высоты. На рисунке слева - морда одного из семейства Pave Low, справа - морда остальных представителей семейства Stallion и Super Stallion.

Расшивка комбинированная. ВСЯ внутренняя расшивка больше напоминает окопы полного профиля для блох в масштабе 1:2. Я понимаю, что расшивка в нашем деле - условность. Но не до такой же степени! Ширина свыше 0,5 мм, особенно на киле; глубина - примерно столько же! Только в одном месте я с таким положением вещей ещё могу согласиться - на месте складывания хвостовой балки. Глубина расшивки в области капотов главного редуктора неравномерная и в некоторых местах на моей модели достигает 0,6 мм.

Едем дальше: имитация рядов клёпки обшивки фюзеляжа, выполненная внешним кроем - неверна абсолютно! Стоит признать, что сама расшивка весьма аккуратна. Линии тонкие, нигде не оплывшие. Но, смотрим на фотографию: слева модель.

Как реперную точку берём количество рядов клёпки по высоте иллюминатора и начинаем считать. Получаем ЧЕТЫРЕ ряда. Смотрим на модель и видим всего ДВА! Там же видим, что ряды вертикальной клёпки идут вплотную к иллюминатору, на модели же они отнесены от иллюминаторов почти на миллиметр (в пересчёте обратно - более семи сантиметров). Кое-где вертикальные линии имитируют двойной (в смысле счетверённый) ряд клёпки. Но двойная клёпка идёт от среза пола грузовой кабины по направлению к пилотской кабине по схеме 1 - 5 - 6 - 8 - 9 - 11 - 12 - 15 - 16 (по крайней мере, на большинстве фотографий именно так). За "1" берём ряд клёпки, совпадающий со срезом пола грузовой кабины. Также отмечу, что двойной ряд клёпки кое-где идёт и возле углублений и ручек для перемещения вверх-вниз по вертолёту в процессе его технического обслуживания. Но здесь не хватило информации, чтобы однозначно указывать, как именно располагать клёпку. Имитации вентиляционных сеток на обтекателе хвостового редуктора и оси РВ отсутствуют как класс. Имитации вентиляционных сеток перед главным редуктором даны слишком выпукло. На деталях 38 и 41 рамка "B" (в жизни - боковые спонсоны) дана имитация лючков, которых нет нигде, кроме ранних вариантов CH-53A и HH-53B. Зато совершенно нет БАНО, наоборот присутствующих на всех модификациях. Смотрим на фотографии, слева по часовой стрелке: вид отливки модели; спонсон Pave Low; спонсон поздней модификации HH - 53C; спонсон CH-53G.

Расшивка на стабилизаторе также неполна, особенно ближе к задней кромке. Вывод: всю расшивку, где надо - шпаклевать, где надо - шкурить. И всё перерезать по-новому. Ни в коем случае (!) не использовать в качестве образца графику, широко представленную в сети или в брошюре от Squadron - полнейшая деза! Благо фотообзоров в сети хватает. Да и отдельных фотографий - тоже. Набирать, правда, надо весьма приличную стопку по обоим бортам.

Дальше: ось несущего винта торчит из модели как один несжатый колосок посреди поля. Вообще-то в силовом наборе и обшивке фюзеляжа в этом месте делается выборка. Как её правильно назвать - не знаю, но слышал, что иногда это дело называют "шахтой главного редуктора". Так что, если мы стремимся к максимальной достоверности, придётся делать довольно сложное "хирургическое вмешательство". Информации в сети по этому вопросу я, увы, не нашёл. Таким образом, вопрос остаётся подвешенным. Рисунок на коробке предлагает нам квадратный вариант обрамления шахты главного редуктора (вообще хочу отметить добросовестную работу художника-оформителя), но в сети видел рисунок, где оная шахта дана в круглом обрамлении. Линейная логика подсказывает, что обрамление тела вращения, к тому же весьма интенсивно вращающегося, должно быть круглым. Но, ещё раз повторяю - фотографий HH-53C, где это всё можно разглядеть, не нашёл. По остальным модификациям легче - там хоть что-то можно увидеть. Поэтому: вспоминаем, что часть HH-53B была модифицирована в MH-53J и одновременно, что HH-53C является последующей модификацией HH-53B, смотрим на снимок MH-53J. А там… Там можно разглядеть, что обрамление шахты главного редуктора имеет КРУГЛУЮ форму. Только у "Толстяка" нет клиновидных "выступов" по обоим бортам. Но это моя личная экстраполяция, поэтому сильно настаивать не буду.

По левому борту следует сделать более явным выхлопной патрубок ВСУ (верхнее круглое углубление на отливке). Он-то как раз торчит намного сильнее, на его роль, в принципе, подойдёт игла от системы. Прямо под ним на модели расположено какое-то непонятное углубление круглой формы. Что это такое - я так и не понял. Что-то тёмное "похожее на отверстие" на некоторых машинах присутствует. Имеющиеся в распоряжении снимки не дают однозначного результата по идентификации. Как рабочая версия: вентиляционное отверстие ВСУ. Если делаем это отверстие, то ещё одно углубление, расположенное между выхлопным патрубком ВСУ и вентиляционной решёткой перед главным редуктором - лишнее (смотрим рисунок в правый верхний угол). Точнее скажу так: на всех изученных мною снимках есть только два отверстия. Отверстия расположены либо одно под другим (причём верхнее - однозначно патрубок ВСУ), либо одно за другим, но первое всё равно - патрубок ВСУ. Слева направо (и сверху вниз): патрубок ВСУ MH-53J; патрубок ВСУ HH-53C IAF; патрубок ВСУ HH-53C USAF; вид отливки модели (правый нижний угол).

На капотах главного редуктора следует подправить имитацию круглых выпуклых выштамповок. Они ничем не членятся - это раз. И они не круглые - это два. Как они выглядят реально - снова смотрим на коробку, или на следующее фото. По часовой стрелке (все фотографии вертолётов взяты на airliners.net): различные ракурсы HH-53C и фотография соответствующей отливки.

Наблюдаемое же членение есть ни что иное, как гибрид "ежа и ужа" - очередное детище унификации. Членение выштамповки наблюдается на модификациях MH-53J/M, но не на всех!

Втулка несущего винта потребует серьёзных доработок по навеске имитаций гидравлики. Трубок гидравлики системы автоматического складывания лопастей НВ на втулке по одной на каждую лопасть как минимум (опять смотрим на коробку, или на следующий снимок). В модели на это даже нет намека. Кроме того, на моей имитации втулки имеются следы толкателей, как всегда, на самом видном месте - на внешней стороне имитаций узлов автоматического складывания лопастей.

По лопастям несущего винта замечаний особых нет, для данной модификации они имеют прямоугольный профиль законцовок и не имеют триммеров. Разве что не показали имитацию противоэрозионной накладки на передней кромке лопасти. Рулевой винт: похоже, что у ITALERI становится доброй традицией менять направление вращения винта на противоположное. Заодно не помешает изготовить крестовину с тягами изменения шага РВ, на отливке их не видно.

Ниши боковых стоек шасси придётся делать самому, здесь может помочь страница - Израильский СН-53A в музее ВВС одноимённой армии. С помощью той же страницы можно доработать и нишу передней стойки шасси, а также и сами стойки. Та часть стойки, что располагается в самой нише, имеет форму, отличающуюся от предлагаемой в наборе. Вообще следует отметить, что тема ниш шасси и вида снизу в нормальном разрешении практически никем не разработана в достаточной мере. Но, при известном терпении и удаче, эту информацию можно в сети выловить. Необходим только "толстый" и бесплатный канал и уйма свободного времени. Лично я, на сегодняшний день, смог поймать только штуки три снимков брюха и столько же снимков ниш шасси. Вот, кстати, и вид этой самой стойки с упомянутой выше страницы.

Родные колёса шасси можно заменить колёсами от EQUIPAGE, разработанными для Chinook. На штанге дозаправки в воздухе надо будет сделать имитацию проводки. В сети снимков на эту тему достаточно.

Если вдруг захочется собрать вариант со сложенными лопастями НВ и хвостовой балкой - придётся помучаться и полностью имитировать как перегородки на хвостовой балке со всеми трансмиссионными узлами (кстати, на роли зубчатых колёс трансмиссии великолепно подходят самые маленькие шестерни от наручных часов), так и (что значительно проще) места складывания лопастей НВ. Про соответствие отливок вооружения оригиналу сказать ничего не могу.

Пилоны подвески дополнительных топливных баков и сами дополнительные топливные баки: пилоны абсолютно гладкие по всей площади, что не совсем верно. Наплывы клёпаны "вдоль", минимум, двумя рядами заклёпок. Сколько рядов клёпки идёт "поперёк" - удачных снимков не попадалось, разглядеть не смог. Сами "лыжи", на которых собственно и крепится бак, тоже не такие гладкие: на верхней поверхности расположена как минимум пара лючков. Но качественных снимков, где их можно было бы разглядеть я, к сожалению, не нашёл Оперение ПТБ, данное в модели, вызывает большие сомнения в плане похожести на оригинал и места расположения. Судя по снимкам, что я смог "нарыть", баки оперяются стабилизаторами, по форме напоминающими "рыбий хвост" (нечто подобное показано в Squadron "in action" для модификации CH-53D). Вот единственный попавшийся на глаза снимок, где профиль оперения ПТБ виден отчётливо. К сожалению, узел крепления разглядеть не удалось. Как видно, оперение крепится на задней законцовке ПТБ. К тому же обтекатель крепления подвески в модели имитирован неверно. Во-первых: он имеет клиновидную форму, поскольку сам пилон приподнят относительно горизонтали. Во-вторых: он не сплошной, как на модели, а имеет две секции (стрелками обозначены окончание первой и начало второй секций).

Из снимков также видно, что баки могут иметь как более заострённую и вытянутую, так и более округлую и короткую формы.

Внешне имитация двигателей выглядят корректно и на место садятся нормально. Но, намучившись в своё время с детищем Galaxy (Fujian) Toys Co. LTD из славной КНР, решил попробовать сложить без клея движок и из италовского набора. Ответственно заявляю - китайцы точно скопировали оригинал. Поэтому, когда мы вклеим имитацию крыльчатки турбины, что видна из сопла, получим щель миллиметра в два с половиной. В общем либо берём лопату шпаклёвки, либо делаем эту крыльчатку самостоятельно.

Антенны: передние "рога" (деталь 55А) даны вроде похоже, как и "плавник" (деталь 51А). Только "плавников" почему-то два. Хотя в жизни он только один и расположен по левому борту. Как поступать с натяжной антенной (узлы крепления - деталь 53А) решать Вам. Но сами узлы в наборе даны абсолютно ровными палочками. Приводить их в соответствие с оригиналом задача не слишком сложная. Так и не понял назначение деталей 52А. Вначале думал, что это тепловые ловушки, но смутил способ их крепления, указанный в инструкции. Затем нашёл снимок, где видно, что крепление показали верно. Решил, что это тоже антенна.

Выше я описал необходимые (на мой взгляд) доработки, если собирать модель с закрытой рампой. Если же попробовать сделать масштабную модель-копию с открытой рампой, то… набираем в грудь побольше воздуха, задерживаем дыхание и ме-е-е-дленно выдыхаем (при этом не возбраняется поминать не злым тихим словом разработчика модели, но убедитесь, что Вас никто не слышит). Первым делом придётся заделать выштамповки под боковые спонсоны. Здесь нам неоценимую помощь окажет южнокорейский пищепром в лице незаменимого Доширака, либо листовой полистирол от любого другого качественного производителя толщиной 0,7-1,0 мм. После этого следует зашпаклевать или зашлифовать следы толкателей на внутренней поверхности фюзеляжа. Таким же полистиролом придётся делать потолок грузовой кабины, ибо вместо него имеем на модели, в основном, дыру по форме и площади повторяющую контуры "надстройки", в которой на прототипе располагается всё электросиловое и гидравлическое оборудование, главный редуктор и что там ещё должно быть. Так как членение половинок фюзеляжа затруднит шпаклёвку и последующую шлифовку/полировку стыков бортов фюзеляжа с имитацией потолка, то подгонку следует провести весьма тщательно до склейки. Либо отрезать дно фюзеляжа, дабы облегчить доступ к операционному полю (но не забывайте, что тогда половинки начинают "играть", потеряв жёсткость). От имитации силового набора фюзеляжа можно отказаться, благо в половине машин она закрыта мягкой обивкой. Правда была ли обивка у предлагаемых к разработке машин неизвестно. Та имитация силового набора, что идёт от среза пола дальше в хвост выполнена не в пример лучше и точнее, чем снаружи. Только вот беда: имитация силового набора выступает над общим фоном, значит, имитацию мягкой обивки следует ещё больше выдвинуть вовнутрь салона. И помнить, что на пятом шпангоуте (от среза пола по направлению к кабине пилотов), в грузовой кабине образуется ступенька. В качестве же образца для подражания предлагаю работу Владимира Якубова, выставленную на конкурс ДИШ-форума.

А вот откидные сидения ваять придётся в любом случае. Также придётся дорабатывать видимую со стороны рампы и правой двери девственно чистую стенку перегородки пилотской кабины, благо на этой стороне идёт что-то вроде большого короба. Качественных снимков интерьера грузовой кабины именно HH-53C в сети мне на глаза не попадалось (некачественных - тоже). Так что работать придётся методами экстраполяции и интерполяции, а также прямых аналогий. Пилотская кабина сделана "по мотивам". В смысле похожести на оригинал педалей, ручек "шаг-газ", пилотских сидений. Опять же вызывает сильные сомнения внешний вид перегородки пилотской кабины. Особенно "порадовали" следы толкателей. По поводу главной приборной панели - возможно на старых машинах именно так всё и было. Имитация приборов сделана аккуратно в пластике. Вот нижняя панель тумблеров - это даже не имитация. Всё, что расположено в верхней части кабины делать придётся самим. А это необходимо, если рампу хотим открыть.

Дополнения, конверсионные наборы, фототравление

Есть набор фототравлёных сеток и "жабр" от AIRWAVES [#72121] (Hannants предлагают по 4,99 фунта), который можно использовать и для HH-53C и для MH-53J. Но, повторюсь, по правому борту имеем одновременно только два отверстия. Причём верхнее переднее отверстие - однозначно выхлопной патрубок, поэтому сетка на нём неуместна. Да и второе верхнее отверстие (если делать израильский вариант) сверху прикрыто козырьком, и наличие в нём каких-либо сеток можно только предположить. Дополнений и конверсионных наборов к модели HH-53C не нашёл. Если таковыми не считать колёса от EQUIPAGE, первоначально разработанные для Chinook.

Декали

Вариант USAF - HH-53C, 6594 Test Grp от SUPERSCALE [#72444], на данный момент в продаже не обнаружен. Если и можно найти, то только на аукционах, хотя, в связи с возобновлением выпуска данной модели, мы можем ожидать и её повторного выхода. Вариант IAF - выбор намного богаче. Ранее уже говорилось, что S-65C-3 является экспортным аналогом HH-53C. Итак:

  1. S-65C-3. 1 Heavy Lifters Heli Sqn: 31, 477; 2 CH-53's Sqn: 251, 950, 960; 139 Stallion Sqn . ISRADECAL [#IAF-11].
  2. S-65C-3. 31, 960, 950, 139, 251, 040, 046 (видимо это бортовые номера машин). ISRADECAL [#IAF-4].
  3. S-65C-3. yellow 'V' markings. ISRADECAL [#IAF-10]. Как следует из названия - жёлтые буквы "V".
  4. S-65C-3. 358 (видимо снова бортовой номер) от SUPERSCALE [#72445].
  5. Yas'ur 2000. 046 1 Heavy Lifters Heli Sqn, 0401 2 CH-53's Sqn. ISRADECAL [#IAF-11]
Насколько доступны эти варианты декалей - вопрос так и не уточнён. Но "суперскейловских" я ни в каталогах, ни в продаже также не нашёл. При желании и старании из набора можно изготовить также варианты раннего CH-53A и CH-53G. Для этого, правда, придётся потрудиться над правым нижним углом фонаря кабины и ликвидировать наплыв для штанги дозаправки. А также самостоятельно изготовить вход турбины в отсутствии "жабр". Как он выглядит очень хорошо видно на этой странице. В принципе можно изготовить и версию HH-53B. Для этого придётся самим изготовить подвесные топливные баки большего объёма и пилоны их подвески с подкосами.

Итак, имеем: качество отливок - твёрдое "четыре" (ну явно не HASEGAWA последних разработок и даже не сам ITALERI). Точность - с учётом непаханого поля для творчества по доводке - выше, чем "три с минусом", при всём моём уважении, не поставлю. Декаль - между "три" и "два". Откровенно скупа, "техничка" отсутствует как класс. А найти другие варианты - весьма тяжёлое дело. Собираемость - "три" (из-за двигателей и фюзеляжа как минимум).

Вывод: по совокупности параметров модель имеет твёрдое "три". Поскольку альтернатива только BILEK, то всё равно рекомендуется. Тем более цена на неё не сильно кусается. В окрестных интернет-магазинах за модель просят от 390 рублей, без доставки. далее...


www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.