#9 - 04'2000
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





МОДЕЛЬ

AIRFIX. Без альтернативы.

Евгений Борисов

Продолжение. Начало в выпуске #7

Westland Scout [#01042]
Старенькая, но очень милая модель маленького вертолета. У отлитых из темно зеленого пластика 40 деталей, пожалуй, только один недостаток - небольшое количество облоя. Расшивка тонкая, наружная. Качественно проработаны ребра жесткости на хвостовой балке. Тонкие детали, круглые в сечении, также хорошо пролиты и деталированы настолько, насколько это было возможно тогда, когда создавалась эта модель. Выхлопные трубы, после незначительной обработки, имеют очень тонкие стенки, сравнимые только с современными изделиями из смолы. Пассажирские сиденья сделаны одним блоком и предполагается, что они должны быть в убранном положении. Поднятые опоры сидений обозначены тонкой расшивкой, которую можно использовать в качестве шаблона при изготовлении новых, "видимых" опор из тянутого литника. Три прозрачные детали чистые и тонкие: два блока боковых стекол и блок лобового стекла с прозрачной крышей кабины. Совмещение прозрачных деталей - "не очень", но допуски позволяют собрать остекление качественно и без особого труда. Главный недостаток: у верхнего стекла недолита правая задняя обзорная часть. В результате чего образуется щель шириной около двух миллиметров между стеклом и бортом вертолета. Я заделал ее с помощью многократного нанесения тонких пленок из CLEARFIX. И когда трещина превратилась в выступ - зашкурил и отполировал.

В комплект входит небольшая качественная декаль для двух версий: Великобритания (цвета Н29, Н30) и Иордания (Н22, Н19).

Модель может служить отличным исходным материалом для конверсии Scout в Wasp. Несколько зарубежных фирм выпускали (?, планировали?, сняли с производства?) конверсионные наборы для этой модели. Но, к сожалению, я ни одного из них не видел и поэтому ничего не могу об этом рассказать. Пока…

Продолжение в выпуске #10




МОДЕЛЬ

"Крокодил" крупного размера

Антон Акимов

Модель MONOGRAM Mi-24 Hind Gunship 1:48, которую я приобрел в 1995 году, была упакована в коробку размером 390х230х60 мм, на которой изображен мирно парящий Ми-24Д. Впрочем, это коробка "новой серии". Раньше - до 1994-95 г.г. MONOGRAM выпускал так называемую "Iron Curtain" - серию, в которую входили, по моим сведениям, кроме имеющегося Ми-24, еще Миг-29 и Су-25 (все 1:48). На коробке непременно присутствовали сюжеты на темы "русские нападают" и логотип серии. Если я не ошибаюсь, то буквы I и C были стилизованы под серп и молот. Но я отвлекся, открою коробку…

… И увижу впечатляющих размеров фюзеляж "крокодила". Вернее отливки двух его половин известного "монограмовского" темного рыже-коричневого цвета. Я называю этот цвет так потому, что моя вторая модель от этой фирмы опять того же цвета. На коробке написано, что внутри 150 деталей, на первый взгляд их кажется больше, но при беглом пересчете я пришел к цифре 131. И при помощи вороха этих самых 131 можно сотворить модификацию Д или В.

Литье превосходное. Не видно следов стыков половин литьевых форм, следов питателей и толкателей и, вообще, не видно ничего плохого. Все, без исключения, детали от прицелов и стеклоочистителей до лопастей НВ и пилонов не имеют и следов облоя. Кстати, пластик так же легко обрабатывается, как и пластик Су-25 9 лет назад.

Расшивка очень интересная: все линии, имитирующие стыки листов обшивки показаны тонюсенькой внешней расшивкой. Кажется, что для ее уничтожения не потребуется инструментов - достаточно поскрести ногтем, - настолько она тонка. Линии, показывающие открывающиеся элементы - лючки, капоты, створки - показаны внутренней расшивкой. Тоже тонкой, но все же "поярче", чем внешняя. На мой взгляд, внутренняя расшивка идеальна.

Прозрачные детали не очень тоненькие, но идеально прозрачны. Переплет фонарей показан еле заметным матовым пластиком, как и весь фюзеляж. При этом нанести маски не составит труда. Интересный момент: прозрачными деталями даны створки десантного отделения в закрытом положении с полной имитацией внутренней обшивки. При этом левая часть фюзеляжа дана с закрытыми створками и, при помощи этих прозрачных деталей, нужно имитировать обшивку створок изнутри. А для правой части даны отдельные створки и приклеить их можно и в закрытом, и в открытом положении. При этом задолго до этого инструкция советовала заклеить дверной проем десантного отделения этой прозрачной деталью. Странно и не совсем понятно. Будем думать и, видимо, сделаем все сами, по-своему.

Все это я понял благодаря инструкции. О ней отдельно и особо: лист больше формата А3 с обеих сторон несет информацию об этапах сборки моделей. Самым подробнейшим образом расписано и прорисовано все, что можно. Символ "повторить для второй стороны" я встретил только пару раз. Даже сборке УБ посвящено несколько рисунков, хотя и УБ и пилоны идентичны. Кстати, как и у модели ITALERI/ЗВЕЗДА в масштабе 1:72, УБ и пилоны "неделимы" по мнению разработчиков модели. Я же думаю разделить сладкую парочку и наделить аппарат чем-нибудь вроде ГУВ и баками с химией. Надо отметить, что каждая деталь в инструкции "обозвана". То есть, если крышка токосъемника втулки НВ, то получите "hydraulic cap", а если голова пилота или оператора (2 варианта в разных шлемах) - то вы держите в руках "head". Но это я брюзжу.

Декаль размером 140х110 мм с блестящей, хорошо заметной подложкой, крайне лаконична. То есть имеются, конечно, 4 варианта: ВВС СССР, Чехии (в девичестве, или до развода - ЧСФР), Афганистана и "Fuerza Aerea Sandinista" (т.е. воздушная армада Сандинистов - Никарагуа, говоря по-нашему). Однако судите сами: на все 4 варианта - 34 элемента: кроме опознавательных знаков, имеются надписи "опасно", тактические номера, черные полосы под опоры стремянок и грозная надпись "ЗАРЯАКА YСПУ" (именно все так и написано). Кстати, для этих самых повстанцев из Центральной Америки надпись на хвостовую балку дана на немецком языке. И это правильно - восточные немцы с удовольствием продавали свои слегка б/у вертолеты во всякие банановые республики, которые любили СССР.

В общем, поработать можно - имеется чудесный набор фототравленых деталей от EDUARD. Смола от фирмы COBRA COMPANY.

    а также литература:
  • Ми-24 Д, В, ДУ от издательства "4+ PUBLICATION" (Чехия)
  • Ми-24 Д из польской серии "PKL" (что-то вроде "Przeglad Konstrukcji Lotniczych")
  • Статья в рубрике "Монография" в журнале "Авиация и Время" № 3/96 (Украина)
  • Ну и, наконец, "Mil Mi-24 Hind in action" (без комментариев)
Первые три источника имеют то, что мы называем чертежами, а последний - то, что называют чертежами американцы, а мы - схемами. Зато фото там интересные.

В общем, модель стоит того, чтобы с ней поработали. И в Интернете я слышал подобные мысли. Удачи!!!


МОДЕЛЬ

Ми-4. Чехия или Молдавия?

Евгений Борисов

Окончание. Начало в выпуске #8

Модели молдавского производства я приобрел сразу после того, как они поступили в Москву. Никакого справочного материала на тот момент у меня не было и поэтому я, со всем старанием, приступил к сборке по принципу "прямо-из-коробки".

Декаль TRAVERSОбе модели, Ми-4 и Ми-4М были выпущены фирмой UNDA [#72004 и #72005 соответственно]. Обе модели значительно отличались друг от друга. У "морской" версии была отдельно сделана дверь салона, створки люка, магнитный детектор с лебедкой, глубинные бомбы (12 шт.), баллонеты. Не было колес. Остальные детали были, в принципе, одинаковые, как и декали TRAVERS размером 120х100 мм. Каждая модель приблизительно состояла из 100 деталей мягкого, серого пластика. 13 деталей остекления очень толстые, с усадками в центре до 50% толщины. Лобовое стекло более-менее приемлемое. Кабина абсолютно не деталирована: совершенно неподобающая приборная панель с пятью приборами, отлитые вместе с сиденьями два тела пилотов, их головы в шлемах с очками, пол и перегородка. Ни намека на остальные детали.

Дальше - больше. Капот двигателя оказался короче, чем надо настолько, что верхний ряд вентиляционных решеток был обозначен на нем только наполовину. Половинки фюзеляжа соединились вполне приемлемо. Но носовая часть (капот) никак не хотела вставать на место. Пришлось изрядно обработать ее напильником…

Модель комплектовалась декалью TRAVERS размером 105х150 мм. Качество хорошее, много технички. Только вот инструкции по окраске и нанесению декалей не было.

Несмотря на все негативные моменты, модель можно оценить на "удовлетворительно". При определенном желании можно и из этого пластика сделать конфетку. Особенно если учитывать соотношение цен чешской модели и молдавской: чешская дороже примерно в 2-3 раза.

Молдавская модель неоднократно меняла упаковку, логотип, декали и инструкции. Были выпущены, как минимум, еще две молдавские модели: под логотипом AER и под логотипом EASTERN EXPRESS (совместное производство (?). Последняя комплектовалась скромной декалью производства KANGA.

Декаль KANGAФирма KANGA выпускала также дополнительную декаль для четырех версий окраски и маркировки модели Ми-4. Но вот выпускается ли она до сих пор или снята с производства - мне это неизвестно.

Подводя итог описаниям моделей Ми-4, хочу сказать, что в любом случае вам не помешают чертежи, которые были опубликованы в журнале "Авиация и время" № 3 за 1995 год.

Постоянный читатель HELIBORNE Василий Чалый имеет более жесткое мнение о молдавских моделях:
"Для того, чтобы сделать из него конфетку, нужно вогнать корпус в размер, нанести по новой крой, изготовить заново стойки шасси (оригинальные - квадратного сечения), доработать втулку НВ и убрать ребра с лопастей РВ. По-моему, слишком много работы. Тем более, что чертежи из "Авиация и Время" не сильно в этом помогут".

В любом случае, Вам решать, что будет главным критерием при приобретении модели Ми-4: цена или качество.


HELIBORNE thanks to: Антон Акимов, Геннадий Касяненко, Антон Цюпка, Василий Чалый.

www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.