МОДЕЛЬ
Судьба улиткиЕвгений Борисов
Медленно, но верно, как улитка (helix - англ.), долгожданная модель Ка-27 [#7214] Helix, выпущенная фирмой ЗВЕЗДА, добралась до финиша, то есть до нас с вами.
В коробке два литника серого цвета, литник с прозрачными деталями, декаль и инструкция. Большой литник "Б" - это уже хорошо нам известный набор деталей для Ка-29: колонка несущих винтов, лопасти, концевые шайбы, скобы, стойки шасси и т.д. (80 деталей). То есть, все достоинства и недостатки этих деталей у Ка-29, будут присутствовать и здесь. Новый литник "А" несет 18 деталей, самые главные из которых - идеально складывающиеся половинки фюзеляжа.
Я не знаю, технологическое ли это новшество или из серии "так получилось", но вдоль всей контактной кромки обеих половин идет небольшой выступ шириной до 0,5 мм. Еще раз повторю: я не знаю что это, но результат просто поражает. И, если фюзеляж модели Ка-29 (и не только у нее, и не только у ЗВЕЗДЫ) в некоторых местах сопротивлялся или не совпадал, то Ка-27 в этом отношении просто шедевр: вполне идет в сравнение с ITALERI или даже, не побоюсь сказать, с HASEGAWA. Я закончил свое столь длинное лирическое отступление, вызванное положительными впечатлениями от качества отливки фюзеляжа.
Расшивка на нем внутренняя. Заклепки аккуратные, наружные. По количеству их гораздо меньше, чем на Ка-29. Проемы бортовых стекол, по моему мнению, больше подходят к поисково-спасательной версии, чем к противолодочной: передние окна значительно смещены вперед. На правом борту есть хорошо проработанная дверь аварийного выхода, которой вроде бы нет на противолодочной версии.
Остекление (7 деталей) также сделано лучше, чем у Ка-29: оно стало тоньше и чище. Блистеры имеют внутреннюю кривизну. Через них, так же как и через лобовое стекло, кабина пилотов будет просматриваться практически без искажений.
Декаль, размером 80х40 мм., как всегда небогатая: бортовой номер "28-желтый", четыре красные звезды и два Андреевских флага. Размер цифр и звездочек, по моему мнению, больше подошел бы к масштабу 1:48. А флаги можно без ущерба уменьшить с помощью ножниц.
В целом, модель должна получиться довольно аккуратной и должна занять достойное место на полке между Ка-25 и Ка-29.
МОДЕЛЬAIRFIX. Без альтернативы.Евгений Борисов
Окончание. Начало в выпуске #7
Модель Lynx AH.Mk.1 [#03025] была повторно выпущена фирмой в 1986 году. Исполненные в сером пластике 93 детали отлиты чисто, без облоя. Смещение половинок пресс-формы отсутствует. Половинки фюзеляжа, также чисто отлитые, имеют значительное искривление в хвостовой части. При соединении носовой части, в области концевой балки образуется щель шириной около 3-4 мм. Но не стоит это рассматривать как очень существенный недостаток: при небольшом усилии, половинки плотно смыкаются по всей длине. Тонкая расшивка на фюзеляже - наружная. 11 деталей остекления сделаны очень тонкими. Ни одно из стекол не дает значительных искажений. На лобовом стекле проработан переплет и стеклоочистители. Левое верхнее обзорное стекло (над местом второго пилота/оператора) двух видов: с отверстием под обзорно-прицельную систему, а второе - без отверстия. Производители позволили нам выбрать: собирать модель с подвесным вооружением или без него. Конструкция предусматривает подвижные двери салона. Полозки дверей тонко проработаны и приклеиваются отдельно. Внутри салона ничего особенного нет. Только три блока по три сиденья для десанта. Кабина пилотов состоит из обычного набора деталей: сиденья с отдельными фермами крепления, ручки путевого управления, педали, приборная панель.
Маленькая и скудная декаль (50х40 мм) для двух версий. Правда, отличия этих версий только в бортовых номерах. Камуфляжная окраска из черного и оливкового цветов говорит о том, что прототип модели из "первых", выпущенных в конце 70-х годов. Уже позднее окраска Lynx стала оливково-серой: Olive Green B.S.381C:220, Medium Sea Grey B.S.381C:637.
К моделям, упомянутым в данной серии заметок, следует добавить и модель МВВ ВО-105 [#01068], материал о которой была помещена в выпуске HELIBORNE #4.
Заканчивая рассказ о "безальтернативных" моделях AIRFIX следует отметить, что, несмотря на изрядный возраст пресс-форм большинства из них, качество изготовления остается на сегодняшний день более чем приемлемым. Эти модели AIRFIX долгое время служили и будут служить в качестве базовых комплектов многочисленных конверсий.
МОДЕЛЬИстория о Ми-8/17Евгений Борисов
Вот уж действительно достойное продолжение "безальтернативной" темы! До сих пор широкое распространение имеет только Ми-8/17 Hip фирмы KOVOZAVODY PROSTEJOV [#28]. Модель ребоксировалась другими фирмами, на ее базе были созданы конверсионные наборы.
Модель отлита из белого твердого пластика. На четырех больших литниках находятся 158 деталей. Два литника (А и В) одинаковые, с парными деталями. Также в комплекте литник с 28 прозрачными деталями и декаль.
Литье достаточно чистое, но в некоторых местах есть облой. Половинки фюзеляжа хорошо совпадают и имеют наружную расшивку. Из прозрачных деталей в лучшую сторону отличается лобовое остекление. Иллюминаторы же слишком толстые и не позволяют разглядеть салон. Хотя производитель и постарался на этот счет: в комплекте есть огнетушитель, сиденья для десанта и стойки для сидений. Которых, правда, недостаточно и в инструкции предлагается изготовить недостающие части из тянутых литников. Кабина пилотов имеет обыкновенный набор деталей. Некоторое недоумение вызывает то, что были изготовлены стойки сидений пилотов в количестве 6 штук, а ручки "шаг-газ" - нет. Некоторое искривление имеет пол. Для того чтобы он занял нормальное горизонтальное положение, приходится поработать над его торцами напильником и проявить изобретательность при фиксации.
Два предлагаемых варианта сборки Ми-8/Ми-17, в основном достигаются за счет разных деталей верхней части фюзеляжа: капоты двигателей и главного редуктора, воздухозаборники, выхлопные трубы и так далее. Собирается все это неплохо, но шпаклевка понадобится обязательно. Очень важный момент: приклеивать собранный "стакан" главного редуктора к внешней стороне потолка салона надо после того, как вы соберете и примерите верхнюю часть фюзеляжа. В противном случае, может получиться так, что ось несущего винта с тарелкой автомата перекоса будут задевать корпус.
Из вооружения предлагаются два вида блоков НУР. Но их качество никуда не годится. Лично я собрал Ми-8 без вооружения, а на Ми-17 оставил только пилоны. Их кронштейны и другое крепление пришлось заменить или дополнительно сделать из тянутых литников.
В то, на сколько версий (вообще-то, вроде бы три) окраски и маркировки расчитана приложенная декаль, я вникать не стал. В обеих моих коробках декали были настолько желтыми, что даже "солнечные ванны" и процедуры под кварцевой лампой не смогли вернуть их к нормальной жизни. А в рекомендациях инструкции по окраске нет никаких точных сведений по нанесению краски. Так что, прежде чем собирать, запаситесь декалью, например, польской фирмы HI-DECAL LINE [#72006]. В инструкции к декали даются и схемы окраски, и даже три проекции для изготовления пылезащитного фильтра-короба для иракской версии.
Учитывая все недостатки, можно рекомендовать сборку только опытным моделистам. Хотя, лично я, сегодня воздержался бы от покупки этого ветерана: в продаже есть и другие, более качественные, модели других вертолетов. А, по моим, пока неподтвержденным данным, заявленная фирмой ЗВЕЗДА модель Ми-8, все-таки может появиться уже в этом году.
Заканчивая, следует сказать, что, на сегодняшний день, модель Ми-8/17 от KOVOZAVODY PROSTEJOV не может быть подвергнута более сильной критике, по причине ее одиночества.
HELIBORNE thanks to: Chris Jones.
|