#34 - 04'2005
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





КОМПАНИЯ

Роствертол сегодня

Евгений Борисов

Ми-28Н в цехе окончательной сборки

Что касается вертолётов, то по мне они всегда "лучше", независимо от того, кто их произвёл или какое место в истории они занимают. Так что, пожалуйста, не ищите определённой концепции и, тем более, ангажированности в освещении тех или иных событий или представителей класса винтокрылых.

На мой взгляд, ОАО Роствертол, является одним из лидеров отечественной вертолётной промышленности. Честно говоря, я увязываю это с отсутствием государственной доли в активах компании. Разработчики и производители, брошенные на произвол судьбы после развала Советского Союза, должны были сами искать пути собственного спасения. Любое нарушение в цепи "идея/разработка-производство-сбыт" гибельно для предприятия любой сферы деятельности. А такой сложный вид, как вертолётостроение наиболее чувствителен к данному изменению. Отсутствие должного государственного финансирования отрасли в общем, и ВВС, Армии в частности, привело к тому, что Россия была на пороге потери своих лидирующих позиций в вертолётостроении. (У меня, например, до сих пор возникают вопросы относительно некоего "неудачного" совместного проекта МВЗ и Eurocopter с вертолётом Ми-38. Один из этих вопросов звучит следующим образом: "И почему это их ЕН-101 так похож на наш Ми-38?". Вы понимаете о чём я… Тем не менее, наш Ми-38 всё-таки взлетел, но это тема для отдельного материала о другом производителе). Сейчас мы говорим о Ростове. ОАО Роствертол не только выжило, но и продолжает изыскивать собственные средства для различных программ, успешно развиваться. В декабре прошлого года ещё одним косвенным подтверждением правильного направления движения стало избрание в качестве генерального директора ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" Андрея Шибитова - бывшего заместителя генерального директора Роствертол. Выходит, что и акционеры МВЗ по достоинству оценили деятельность ростовчан.

Говоря о продукции предприятия, естественно, в первую очередь следует сказать о вертолётах Ми-24. Их надёжность и неприхотливость давно снискали мировую славу. Своего рода "калашников" среди боевых вертолётов. Как следствие этого, огромная география распространения машин, которые находятся на вооружении даже в странах НАТО. Ну что поделаешь, они лучше и, самое главное, дешевле своих зарубежных аналогов. Не забывайте: "изделие 245" (Ми-24А) стало поступать на вооружение в начале 70-х годов прошлого века! Время, как известно, не стоит на месте. И поговорка "лучшее - враг хорошего" здесь не актуальна.

Ми-24ПНС 1994 года совместно с разработчиком ОАО "МВЗ им. М.Л.Миля" Роствертол возобновил работы по модернизации. По одному из вариантов создан Ми-24ПН. Семь машин уже поступили на вооружение ВВС России и принимали участие в учениях Коллективных сил быстрого развёртывания "Рубеж - 2004". Также был заключён контракт на поставку этих вертолётов в Уганду. С уверенностью можно предположить, что от этого могут проиграть только представители африканской фауны, так как возможность полетать "по кустам" не упустит ни один лётчик.

Ми-35МРезультатом второго варианта стал вертолёт Ми-35М при создании которого были использованы системы и агрегаты, разработанные для Ми-28. Композитные лопасти несущего винта, Х-образный рулевой винт, двигатели ВК-2500, системы ночного видения, системы противотанкового вооружения 9К113К Штурм-ВК - это далеко неполный перечень проведённых усовершенствований, превративших базовую модель в круглосуточный ударный вертолётный комплекс. Модернизированный Ми-35М может с успехом "повоевать" с фаворитом турецкого тендера АН-1Z (не путайте с двумя старыми, почти гражданскими, полицейскими машинами Viper).

В любом случае создание боевого вертолёта нового поколения всегда остаётся актуальной. Постановление Совета Министров СССР о разработке таких вертолётов Ми-28 и В-80 (Ка-50) было принято 16 декабря 1976 года. Нет смысла повторяться о причинах такой длительной задержки в работе…
Ми-28НСейчас Ми-28Н Havoc (или, как в последнее время его стали называть - "Ночной охотник") находится на государственных испытаниях. Помимо упомянутых узлов и агрегатов Ми-28, применённых при модернизации Ми-35М, следует, на мой взгляд, отдельно отметить ещё пару индивидуальных особенностей. Во-первых, низкое расположение хвостовой балки исключает возможность соударения с ней лопастей даже при энергичном маневрировании. Во-вторых, круговое бронирование кабины экипажа. Испытания показали, что борта выдерживают попадание снарядов 20-мм пушки "Вулкан". В-третьих, на вертолёте установлена система картографической информации высокого разрешения и банком данных о рельефе местности в районе боевых действий. На основе этих данных бортовой компьютер формирует трёхмерное изображение участка местности, на котором находится вертолёт. Всю эту красоту на цветных дисплеях могут наблюдать как лётчик, так и штурман-оператор. К сожалению, ВВС России планируют приобрести до 2010 года всего 50 (да, всего пятьдесят!) вертолётов Ми-28Н.

Тяжеловесу Ми-26 посвятим отдельную статью в следующем номере.

АэроИндия-2005 А сейчас о более актуальном - о выставке. С 3 по 5 мая в Брно пройдёт 8-я "Международная выставка защиты и безопасности, технологии и специальные информационные системы" IDET-2005 (International Exhibition of Defence and Security, Technology and Special Information Systems). Роствертол будет представлять на ней свою продукцию. Выставки вообще дело нужное и полезное, а для посетителей - познавательное и интересное. В подтверждение этого Вашему вниманию предлагается фото с выставки "АэроИндия-2005". На первый взгляд вроде бы ничего особенного: снят обычный рабочий момент на стенде компании… Но увеличьте фото и обратите внимание на крайнего слева "перца" (спина в белой рубашке в крупную клетку), который в момент, когда все заняты делом, пытается что-то "свинтить" с третьего пилона модели Ми-24… Кому же не хочется иметь дома свой собственный Б8-В20? Я и ранее утверждал, что модели вертолётов на стенде - одна из самых главных достопримечательностей… ;-)

С благодарностью пресс-службе ОАО "Роствертол" и лично Тине Шапошниковой за помощь при подготовке данной статьи.




МОДЕЛЬ

Хук с неба

Евгений Борисов

Модель Ми-6 Hook (Хук) от PLASTIKART описывалась в HELIBORNE #15 пять лет назад. Теперь есть отличный повод снова поговорить об этом.

Коробка Ми-6 AMODEL выпустили пластмассовую модель этого исполина ранней версии в 1:72 [#72119]. Если Вы ещё не купили эту модель, то представьте себе большую коробку, в которой находятся 242 детали, отлитых из светло-серой пластмассы и 37 прозрачных деталей. Каждая половина фюзеляжа разделена на три части: помимо технологических аспектов производства, предположу, что это должно быть удобно при сборке. Литьё чистое, без облоя и усадок. Расшивка тонкая внутренняя. На внутренних поверхностях проработаны элементы силового набора. Модель может быть собрана с открытыми грузовыми створками и дополнительно приукрашена какой-нибудь машинкой, учитывая достаточное количество колёсной техники, выпускаемой в этом масштабе. В комплект модели входят "ранние", трапецевидные в плане, лопасти. Серийные машины, как известно, имели прямоугольные лопасти. Судя по некоторым отливкам можно предположить, что скоро будет выпущена модель Ми-10, которая будет комплектоваться прямоугольными лопастями. Как следствие, не за горами и появление поздних версий Ми-6. Поэтому, любые споры о "не тех лопастях в комплекте", на данный момент, как минимум, неубедительны. Деталировка кабины сделана на вполне приемлемом уровне: педали, ручки управления. Приборные панели выполнены в виде декалей. От себя хочу неофициально, но убедительно порекомендовать, не торопиться со сборкой носовой части.Декаль Ми-6

Детали остекления сделаны довольно тонкими и очень чистыми. Никаких царапин или дефектов литья. Для того чтобы эта чистота сохранилась, все прозрачные детали упакованы в отдельный пакетик. Декаль расчитана на три версии, о которых Вы сможете узнать из подробной инструкции-брошюре на восьми страницах формата А4.

Эта модель получилась у производителя большой и добротной. По сравнению с ней, все ранее выпущенные модели Ми-6 не выдерживают никакой критики: отличный хук в исполнении AMODEL.




ВЕРСТАК

Акрил или краски

Евгений Борисов

Для завершения этой темы на данный момент, Ваш покорный слуга перечитал кучу, в общем-то, ненужной информации и совершил "облёт" нескольких крупных магазинов с товарами для художников. Отечественные художники, в отличие от отечественных моделистов, пользуются акрилом давно, поэтому оказалось довольно просто найти пару-тройку независимых людей в разных местах, которые доходчиво рассказали мне, примерно, одно и то же.

В общем, оказалось, что "акрил" и "краска" это почти синонимы. Всё, что может быть названо "краской", при определённом условии может быть названо "акрилом". Определённое условие - это когда в качестве основного компонента краски используется акриловая смола. Причём, жидкой основой может быть один из обычных растворителей: нитро, уайт-спирит, спирты или вода. По аналогии с основами обычных красок, про которые говорилось достаточно, мы имеем:

  • Нитрокраски = пресловутый "старый АКАН" как акрил на нитрооснове или "нитроакрил";
  • Эмали (на основе уайт-спирита: REVELL, TESTORS/MODEL MASTER, HUMBROL, ЗВЕЗДА-СУПЕР) = акриловые эмали PACTRA, прозрачные лаки MICROSCALE;
  • Обычные краски на спирту замечены не были. Если только не считать таковыми прозрачные целлюлозные лаки от HUMBROL;
  • Водорастворимые краски (на основе спирта или воды). Первыми представителями которых, на нашем рынке, как я понимаю, как раз стали акриловые краски от TAMIYA.
    Да, вот так, достаточно просто всё оказалось… А когда немного в этом разобрались, сразу и навсегда забываем про токсичные дела с использованием "нитры" и переходим к небольшому обзору нормальных серийных акриловых красок для моделей.

    Во-первых, все акриловые краски, независимо от типа их жидкой основы, можно разбавлять водой. Или тем растворителем, который рекомендован производителем. Во-вторых, смешивая акриловые краски на разных основах, я не наблюдал какого-либо конфликта в виде "сворачивания" или "загустевания". Но Вы, на всякий случай, перед применением на модели, сами попробуйте смешать Ваши краски и посмотрите, как они себя ведут.

    Для проведения сравнительного эксперимента были взяты из личного арсенала следующие акриловые краски белого цвета: TAMIYA (23 мл), TESTORS, ЗВЕЗДА и VALLEJO. Все, кроме ЗВЕЗДЫ - глянцевые. "Полигон" для испытания - обезжиренные чёрные полистироловые вкладки от коробок CD. Белым по чёрному - самое оно! В качестве инструмента нанесения - мой старый добрый и годами проверенный аэрограф AZTEK А470 с установленным большим соплом для акрила. Все краски разбавлялись водой до консистенции молока. Наилучшую укрывистость без предварительной грунтовки продемонстрировала… ЗВЕЗДА! Неожиданно, но факт. Второй результат у TESTORS, потом VALLEJO и TAMIYA (или наоборот). Через полчаса все краски более-менее просохли или, по крайней мере, покрылись устойчивой к пыли плёнкой. На царапины по краске деревянной палочкой первой отреагировала тоже ЗВЕЗДА. Вся краска буквально осыпалась крупными чешуйками. VALLEJO и TESTORS сопротивлялись значительно дольше, а TAMIYA вообще оказалась практически сырой, "только под плёночкой" (подробности - ниже).

    После этого был извлечён кусок полистирола, предварительно загрунтованный белой эмалевой грунтовкой TESTORS. Как обычный "консерватор", я к ней привык и знаю, что она обладает высокой степенью адгезии ко всем нашим модельным материалам и даёт высокую усадку после высыхания. Применение белых акриловых красок по грунту белого цвета свелось к простой проверке их структур. Загрунтованная белым матовым цветом поверхность просто становилась более или менее глянцевой при применении импортных красок и чуть-чуть желтела при применении ЗВЕЗДЫ. Высыхание явно ускорилось, а попытки сковырнуть все тестируемые краски после получасовой просушки стали менее успешными. ЗВЕЗДА обладает хорошей ровной матовой структурой. Глянцевые VALLEJO и TESTORS дают глянец среднего качества. Скорее, их структуру можно описать как "глянцевый сатин". Но, если Вы хотите видеть свою модель как "зеркальный леденец", то, из упомянутых акриловых красок, нет равных глянцу TAMIYA. Для меня самый большой недостаток этих японских красок - время сушки. Одна из моих моделей, покрытая аналогичным по структуре глянцевым прозрачным акриловым лаком TAMIYA, сохла у меня более месяца. Но результат - загляденье!

    В процессе экспериментов нашёлся способ, который делает адгезию акриловой краски от ЗВЕЗДЫ даже к голому пластику намного лучше. Вот рецепт: 1 часть хорошо размешанной акриловой краски ЗВЕЗДА, 1 часть воды и 1 часть средства Glanzer (акриловое покрытие-полироль для пола германской фирмы ERDAL, далёкий или близкий аналог "future"; продаётся в хороших хозяйственных магазинах, тёмно-синий флакон с красной крышкой; цена - в пределах 200 рублей за 500 мл). Средство это в основном состоит из акриловой смолы и становится абсолютно прозрачным, когда высыхает. Подходит также для окончательной обработки прозрачных деталей модели.

    Вот, пожалуй, пока всё. В любом случае тип и фирму-производителя краски выбирать Вам. Только Ваш опыт даст желаемые знания и результаты.


     

  • www.heliborne.com
    www.heliborne.com


    ©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
    При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.