#27 - 06'2002
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





МОДЕЛЬ

Зелёный толстяк - 2

Евгений Борисов

Lindberg JGGВообще, этот обзор следовало бы назвать так же, как и предыдущий - "Зелёный толстяк"*. Поскольку на коробке модели LINDBERG #71141 написано, что это НН-3Е Jolly Green Giant. Но приобрёл я его в качестве базовой модели для сборки HH-3F Pelican USCG (Береговой Охраны США).
И, если Геннадию Касяненко модель от REVELL напомнила немецкий пластик, то модель от LINDBERG с лёгкостью может напомнить игрушки из "Киндер-Сюрприза". Дело в том, что данная модель предназначена для сборки без клея. Это обозначено на коробке логотипом "Snap Fit". Действительно, все детали идеально подходят друг к другу и соединяются с помощью шпонок.

В коробке 41 деталь коричневого цвета, вернее цвета Tan. А также три (!) прозрачные детали: дело в том, что боковые стёкла сделаны в виде полосок, на которых отлиты по четыре стекла. Имитация панельных линий сделана рядами аккуратных наружных заклёпок. Несколько лючков обозначены тонкой наружной расшивкой. Деталировка кабины отсутствует. Самое приличное место - приборная консоль, отлитая заодно с полом. Два сидения, гладкий кусочек пластмассы (в качестве приборной панели) и пара весёлых пилотов с газовыми масками. Не "кислородными", так как фигурки выглядят изрядно усохшими и держатся одной рукой за живот, а другой - не скажу за что. :-) Есть подвесные топливные баки и штанга дозаправки. На спонсонах никакого рельефа нет. Стойки шасси будут нуждаться в доработке, а вот колёса вполне приемлемые. Втулка несущего винта после сборки приобретает исполинский размер. Теоретически, можно выпилить приемлемое изделие и из этих заготовок, но лучше заменить втулку любой другой от вертолётов Sea King.

Остекление кабины чистое, но вызывает вопросы по размерам и расположению на ней переплётов. Особенно неприятно наличие на внутренней стороне обзорных стёкол двух толкателей во всю высоту стекла. Декаль, можно сказать, традиционная, включает в себя пары элементов: эмблемы, надписи "USAF", бортовые номера и две красные полосы на капоты двигателей. Инструкция понятная для любого ребёнка, а схему окраски и цвета рекомендуют посмотреть на картинке коробки.

Теперь займёмся непосредственно HH-3F Pelican. Больших внешних различий с HH-3E JGG нет. За исключением увеличенных передних боковых стёкол и наличия обтекателя поискового радара APN-315 на носу машины. Набор этих деталей когда-то производился фирмой RAYHEX MOULDINGS [#1]. Ещё следует обратить внимание на баллонеты на внешних сторонах спонсонов, лебёдку и раму внешней подвески, которая, кстати, встречается и на некоторых JGG. Всё это придётся воспроизводить самостоятельно. Декаль для Пеликана Береговой Охраны США (United States Coast Guard - USCG) производилась (производится?) фирмой SUPER SCALE [#72109]. На ней можно найти эмблемы USCG, набор цифр для бортовых номеров, немного технички и названия 24 станций Береговой Охраны на выбор.

Вероятно у Вас возникнет вопрос: почему они (Касяненко и Борисов) рассказывают о тех моделях, которые довольно сложно приобрести, особенно модель от REVELL-USA? Ведь довольно часто можно встретить модель *Н-3* производства STARFIX или ZTS PLASTYK? Эта модель также не является шедевром, но более-менее доступна… На эти вопросы ответ простой: вертолёты *Н-3* имели несимметричный обтекатель редуктора. С левого борта имелась изрядных размеров выпуклость, самостоятельное воспроизведение которой представляется с трудом. На модели от STARFIX/ZTS обтекатель сделан абсолютно симметрично, а на описанных моделях с этим всё в порядке. Вы сами можете сравнить половинки фюзеляжей на фотографиях.

LINDBERG

ZTS

Сборка Пеликана (да, собственно, и JGG) из комплекта LINDBERG представляется довольно сложной: многие части придётся переделывать и изготавливать солидное количество деталей. Но, наверное, бело-оранжевый красавец того стоит.

*) Вертолёты Jolly Green Giant были так прозваны в честь известного персонажа с этикеток консервов "Зелёный Великан". И, конечно, в переводе они именно так и должны называться. Но у нас как-то так исторически сложилось, что их называют "Зелёными толстяками"...




МОДЕЛЬ

Долгожданная Восьмёрка

Евгений Борисов

Восьмёрочка!И правда, дождались! Сколько нам обещали? Года три? Так и получилось, что обещанного столько и ждут. ЗВЕЗДА выпустила модель Ми-8Т [#7230]. Понятно, что рассматривать данную модель следует с двух сторон: в сравнении с Ми-8 от KOVO PROSTEJOV (далее КР) (см. Heliborne #11 06'2000) и последними моделями от ЗВЕЗДЫ. Например, Ка-50 (см. Heliborne #24 12'2001).
Итак. В коробке находятся шесть литников. Пять из серой пластмассы (два одинаковых с парными деталями) и один из прозрачного пластика. Всего 144 детали. Расшивка панельных линий на всех деталях тонкая, внутренняя. Аккуратные наружные заклёпки, как мне кажется, присутствуют там, где им положено. На топливных баках проработаны ленты крепления. Деталировка кабины "стандартная полная": сборные сиденья пилотов, ручки управления (особенно хорошо сделаны ручки "шаг-газ"), приборные панели (абсолютно неверные) а также перегородочка с имитацией откидного сиденья борттехника. Для салона есть комплект сидений для десанта и замечательный огнетушитель. Половинки фюзеляжа складываются хорошо. Створки грузового отсека сделаны отдельными деталями с проработанным внутренним силовым набором. На литнике "Е" находятся капоты двигателей, пилоны и фермы их крепления. Кстати, этот литник не имеет точки впрыска, значит уже существует его другая часть с элементами Ми-8МТ (Ми-17). Самое большое разочарование вызвало носовое остекление. К великому сожалению, форма стёкол, особенно обзорных, совершенно неверная. И это, действительно тот недостаток, который будет очень сложно устранить. В остальном, геометрию модели обсуждать не берусь, так как есть более принципиальные эксперты в этой области, чем я. Декаль с несколькими звёздами и тремя бортовыми номерами к какой-то конкретной версии не относится.

Несомненно, модель от ЗВЕЗДЫ по сравнению с моделью от КР является большим шагом вперёд. Да и неудивительно: столько времени прошло с момента выпуска чехословацкой модели! Новые технологии делают своё дело. Появилась более тонкая проработка деталей и ещё несколько положительных моментов. Но сказать то, что появилась новая безальтернативная модель Ми-8, конечно, нельзя. По сравнению с последними моделями вертолётов от ЗВЕЗДЫ (Ка-50 и Ка-52) эта модель всё-таки сильно уступает им и по качеству и по деталировке. Вернёмся на пару лет назад, когда была выпущена модель Ка-27 (с элементами Ка-29). Выйди модель Ми-8 в то время, когда она была впервые заявлена, мы её сравнивали бы с Ка-27/29 и моделью от КР. И тогда можно было бы говорить об определённом прогрессе ЗВЕЗДЫ в качестве изготовления моделей. Но после двух моделей вертолётов Камова, модель Ми-8 уже воспринимается как, пусть небольшой, но шаг назад.

Этот номер выходит с опозданием, поэтому Вы, наверное, прочитали обзор модели Ми-8 от Сергея Галышева на www.airforce.ru. Лично я не согласен с теми недостатками модели, которые привёл Сергей (выделены курсивом). Позволю себе прокомментировать каждый из пунктов.

- мягко говоря "не удались" блоки НАР
Блоки НАР не удаются буквально всем производителям, за исключением Ми-28 от DRAGON, Ми-24 от HASEGAWA, ну и, может быть у Ми-4 от КР они немного получше. Так что нельзя общую беду причислять к недостаткам модели Ми-8

- в наборе нет противопыльных фильтров (ПЗУ) на входе двигателей и ЭВУ
Они и не нужны, так как редко ставились на Ми-8Т по причине слабости двигателя ТВ2-117, отбирая у него до 10% мощности.

- убогая деталировка
Непонятно, что именно под этим подразумевается. 144 детали на средний транспорт, по-моему, вполне достаточно. По проработке большинство деталей соответствуют общему среднему уровню, а некоторые проработаны просто прекрасно. Например, пилоны.

- мутное остекление
Следует добавлять "в моём комплекте". Поскольку в моём комплекте лобовое остекление настолько чистое, что позволяет читать через него мелкий шрифт, а блистеры и иллюминаторы вообще не вызывают никаких нареканий.

- весьма примитивный ротор НВ и ХВ
Если речь идёт о втулках, то действительно, ничем выдающимся они не отличаются: просто сделаны на обычном уровне.

- бронелисты, защищающие пилотскую кабину, не очень похожи на оригинал
Мягко сказано. Они совсем не похожи.

- декаль дана без исторической привязки (неужели так трудно??? ведь материалы об Афганской войне доступны, а люди, воевавшие там еще живы! страна должна знать своих героев…)
Нет, не трудно, а невыгодно. Хорошая декаль будет стоить, как минимум, столько же, сколько сама модель. Только две фирмы, выпускающие модели вертолётов, комплектуют свою продукцию большими (или полными) декалями. Это АМОДЕЛ (всё-таки шорт-ран и богатая декаль это компенсирует) и REVELL (к большинству случаев подходит такой комментарий: без богатой декали это будет всего лишь ещё один пластик от ITALERI или MATCHBOX).

- приборная панель дана весьма примитивной декалью
Хорошо что так. А могли бы быть "две мурашки и один бублик", но всё равно неправильные.

- не помешали бы пулемет ПКТ и лебедка.
Не помешали бы… Только отлить их из пластика проблемно. Особенно лебёдку.

- инструкция не слишком внятная и напечатана на бумаге близкой по качеству к ... >censored<
Соглашусь, если "не слишком внятная" обозначает "сумбурное утрамбовывание сборочных позиций на двусторонний лист формата А3". :-)

Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что новая модель Ми-8Т получилась довольно противоречивой. То есть, сделана качественно, много деталей и в нормальном исполнении. В то же время вызывают вопросы некоторые узлы и детали. И то, что на тему этой модели развернулось столько дискуссий, высказывается масса, зачастую, полярных мнений - лишнее тому доказательство. Вероятно, можно сказать и так: ждали долго, а получили не совсем то, или совсем не то, что ждали. В отличие от большинства своих обзоров, которые заканчиваются фразами типа "рекомендую" или "украшение полки" на этот раз ничего не скажу. Надо ещё внимательно посмотреть, поскладывать, попилить и хорошо подумать на тему: что к чему у этой модели Ми-8Т… А ведь должно быть и продолжение в виде Ми-8МТ и ещё каких-то ребоксов…




ЗАБАВА

Родина не обманула!

Дмитрий Аксенов

Надпись на коробкеВ одно из весенних воскресений 2002 года зашёл я в магазин и приобрел модель ITALERI #002 AS-332 Super Puma в масштабе 1:72. Надо сказать, что покупка оказалась весьма удачной в смысле её цены, так как обошлась по цене средних коробок, несмотря на свои большие размеры. Придя домой и приступив к изучению содержимого коробки я, к своему великому удивлению, обнаружил несоответствие комплекта и надписей на коробке. На коробке было написано, что модель комплектуется декалями (соответственно инструкцией и схемами окраски) на три варианта: французский, испанский и бразильский, но внутри было только два последних. Прежде, чем обратиться в суд ;-), необходимо было написать производителю модели. Вот моё письмо:

19 мая 2002 г.
Кому: italeri
Я купил Вашу модель #002 "AS-332 Super Puma" в масштабе 1/72. На коробке написано, что она включает три варианта декалей: Франция, Испания и Бразилия! Вы обманули меня! В коробке варианты только для Испании и Бразилии! Я хочу инструкцию, схему окраски и декаль для французского варианта!

На что любезная сотрудница ITALERI мне ответила:

20 мая 2002 г.
От: italeri
Пожалуйста, обратитесь к нашему представителю в Вашей стране. Его адрес можно найти на нашем сайте. С наилучшими пожеланиями Рита!

Как известно, фирму ITALERI в России представляет фирма "Звезда". Честно говоря, на этом этапе я подумал, что процесс получения декалей, в лучшем случае, о-о-очень затянется, а в худшем - я уже распрощался с надеждой получить недостающее. Все мы знаем уровень российского сервиса и отношение к покупателям… Несмотря на это написал:

20 мая 2002 г.
Кому: zvezda
Здравствуйте! Я купил модель фирмы Италери номер 002 "AS-332 Super Puma". На коробке написано, что в комплект входят декали на французский, испанский и бразильский варианты. Но фирма Италери меня обманула! На самом деле в коробке инструкция, схема раскраски и декали только на 2 варианта: испанский и бразильский! Я хочу получить инструкцию, схему окраски и декали на французский вариант.
Письмо такого же содержания я отправил на фирму Италери, они посоветовали обратиться к местному (российскому) их представителю (дистрибьютеру) для разрешения этой проблемы. С уважением Аксенов Дмитрий!

ЗВЕЗДА на удивление оперативно и чётко отработала: на это сообщение всего через девять дней получил ответ:

29 мая 2002 г.
От: zvezda
Новая декальУважаемый Дмитрий. Вышлите нам Ваш почтовый адрес. Мы перешлём Вам декаль и инструкцию.

После отправки своего адреса, 18 июня 2002 я получил по почте длинный конверт (письмо) от ОАО "Звезда" со следующим содержимым: схемой окраски (полностью белый с Fluorescent Red спонсонами) и дополнительной декалью. Причём эта декаль оказалась по размеру даже немного больше той, которой комплектовалась модель. Вот!


HELIBORNE thanks to: Chris Jones, Антон Цюпка, Дмитрий Аксенов.

www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.